Клуб кадетов выгоняют на улицу?

Основатель клуба, хранитель уникальной частной коллекции оружия и воинских реликвий, член Союза художников России Анатолий Зайцев показал нам датированное 12 марта письмо от предпринимателя Надежды Тюриной с предложением освободить до 15 апреля занимаемое музеем помещение площадью в 250 квадратных метров по адресу: Ростов, улица 50-летия Октября, дом 7. Вопреки известному всем требованию закона о приватизации, нынешнего пользователя выставленных на аукцион площадей пригласить на торги «забыли».
Вообще-то распродажа муниципальной собственности – дело по нынешним временам обычное, если не сказать житей­ское. Чего никак не скажешь о нашем сюжете – случай тут особенный. Его предыстория тянется чуть ли не со времён перестройки, когда потомок донских казаков, воспитанник Суворовского училища, отец двоих сыновей Анатолий Зайцев основал в Ростове клуб «Ярославский кадетский корпус».
Почему корпус в Ростове – и Ярославский? А очень просто: Зайцев назвал его так в честь того корпуса, что именно под таким названием осваивал профессию Родину защищать ещё до революции. С мальчишками в возрасте от десяти и старше Анатолий Ефимович и сегодня занимается на чистом интересе к истории, а если говорить ещё предметнее – то к ратной истории Отечества. Учит ребят не просто ею интересоваться – вживаться в неё, примеряя кивер русского гренадера или за Георгиевским крестом у тебя на ладони стараясь увидеть того солдата, кто, рискуя жизнью, получил этот крест.
Анатолий Ефимович не убирает далеко папку с фотохроникой клубных будней кадетов: вот они в амуниции парашютистов на досаафовском аэродроме, вот на стрельбище, на встрече с боевыми ветеранами, в поисковой экспедиции по местам боёв Великой Отечественной. Вот они на Бородинском поле – в день реконструкции сражения силами военно-исторических клубов.
Сообща пополняли фонды музея. В них наше ратное прошлое представлено от кремнёвого наконечника стрелы времён неолита – с огорода из старинного приозёрного села Угодичи и картечи, найденной Зайцевым и его питомцами на Бородинском поле, до снаряда «Катюши» с раскопок из-под Курска – из родных мест Ефимыча, до обломка топливной системы самолёта, подбитого зенитчиками во время грузино-осетинского конфликта.
Маршруты выездов неутомимого и лёгкого на подъём Зайцева с выставками боевых регалий и с лекциями о них – все как есть в отдельной папке с благодарственными письмами. А вот своего постоянного пристанища клуб и музей годами не имели, скитаясь по углам. Только уже в нулевые годы, лет семь назад, распоряжением главы администрации района (тогда это был ещё Анатолий Руденко) Зайцеву по всей форме, с подписанием им обязательств, охранных и по ремонту помещений, передали в старых торговых рядах полуаварийные апартаменты бывшей конторы химзавода.
Договор заключили на сорок девять лет, как сказано было в тексте распоряжения: «учитывая большую общественную значимость военно-патриотической работы по воспитанию молодёжи, осуществляемой безвозмездно в течение 17 лет членом Союза художников России, председателем военно-исторического клуба Зайцевым Анатолием Ефимовичем».
Однако бывшая контора нуждалась в основательном ремонте. Администрация района помогла починить крышу. Правда, денег тогда, по словам Анатолия Ефимовича, «хватило только на половину кровельных работ». При первой же весенней оттепели потолки снова начинали течь. Требовало срочной замены всё инженерное обеспечение, не обойтись было и без охранной сигнализации. Так было, так всё и осталось. Самое ценное Анатолий Ефимович хранит дома. Но габаритные экспонаты он по-преж­нему держит здесь, в старых торговых рядах наискосок от знаменитого кремля.
Не раз слышал он от тех, кто принимает решения: дескать, музей у тебя частный, вот ты и крутись. Человек он прямой, решительный, рисковый, не раз ходил за правду в лобовую атаку. В роли председателя местного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, защищая культурный слой древнего Ростова, мог у всех на виду лечь под нож бульдозера. Надо думать, одним этим немало нажил себе тайных или явных недругов. Пробовал и крутиться – не вышло. Так прямо и признаётся: «Не умею». Настраивал на благотворительную помощь предпринимателей, знакомых и незнакомых – тоже не получилось.
Вывеску «Музей оружия. Вход бесплатный» прикрепил он, чудак-человек, к входной двери с тыльной стороны – до лучших времён. Но когда они наступят, даже загадывать не берётся. Поэт и бард, свой так и не изданный сборник стихов назвал он «Одиночный боец», будто в укор всем, кто мог бы стать его партнёрами и соратниками. «Я – боец-одиночка, круговую держу оборону,//Прикрываю собою клочочек родимой земли». Есть там такие строки, словно написанные с крепко сжатыми зубами.
Ещё два года назад Анатолий Ефимович оповестил власти района о том, что основную часть своей коллекции, которую собирает с детства, готов передать в дар городу и району для создания в Ростове муниципального музея воинской славы. Предложение было обсуждено на специальном заседании администрации. Его официальное письмо на эту тему подкреплено двумя сотнями подписей горожан.
Благородный жест нашёл понимание у главы района, Героя России, лётчика-космонавта Валерия Токарева. Тот обещал решение городской Думы о торгах «притормозить» и помочь перевести музей в другое, более подходящее место. В феврале прошлого года кадетский корпус вместе с музеем был включён в реестр общественных организаций, пользующихся поддержкой администрации района.
Но подошёл к концу срок её полномочий, подоспели новые выборы, сменилось руководство района, и «одиночному бойцу» пришлось сызнова набирать в грудь побольше воздуха. Как выглядит та «поддержка» на деле, мы видели сами, поднимаясь с фонариком по скрипучей деревянной лестнице на второй этаж торговых рядов, где в музейных залах нет ни света, ни отопления, ни охранной сигнализации, а один из залов занят под стройматериалы.
Между тем «одиночный боец» явно не из тех, кто сдаётся без боя. В последних числах марта он напомнил свою историю в письме новому главе Ростовского района Владимиру Гончарову. Настаивает на незамедлительном признании недействительной проведённой, по мнению Зайцева, с грубыми нарушениями закона продажи помещений в торговых рядах. А в концовке письма просит срочно рассмотреть на заседании Думы Ростовского района предложение о дарении коллекции и создании к 1150-летию города музея воинской славы.
После отправки письма прошло почти полмесяца. Ответа пока нет. На случай, если дождаться его так и не приведётся, неистовый Ефимыч задумал акцию в своём привычном стиле завзятого экстремала. То ли в шутку, то ли всерьёз называет её «принуждением к принятию в дар». Провести её намерен при под­держке тех, кто, как и он сам, очень хотели бы не допустить конфуза, когда в Год российской истории и сразу нескольких её славных дат (одно 200-летие Отечественной войны 1812 года чего стоит) клуб кадетов и военно-исторический музей в их родном городе окажутся без крыши над головой.
Северный край
Поделиться
Комментировать