Короткое путешествие для 21 августа

21 августа – единственный день в году, Толгин день, когда можно сесть в автомобиль, доехать до Свято-Введенского Толгского монастыря и попасть в его знаменитую кедровую рощу.
Мы любим ездить в этот монастырь, в том числе и просто погулять, поскольку не все члены нашей большой семьи религиозны. Здесь хорошо. Так, как будто никогда и не было Советов, а через полчаса прогулки кажется, будто за стеной монастыря и теперь не Российская Федерация, а Россия. Летом – много цветов, ухоженный пруд, тишина.
Tolga-2
В пруду плавают лебеди (их видно в дальнем углу пруда на верхней карточке) и черепаха. Все – пластиковые.
Tolga-197
Зимой здесь та же тишина. Только ее больше и она прозрачней.
Tolga-1
А на Рождество устраивается почти католический вертепчик – необычное развлечение для детей. Ну, и, конечно, в любое время года Толгская икона. Она потрясающая.
Tolga_Icon
 Я сознательно отвлекаюсь от религиозного аспекта и говорю теперь только о художественной стороне этой реликвии. Это старая икона: XIV-ый век. Из тех, что Никон ломал.
    В ней бездна застывшей смиренной скорби. Когда видишь такие старые иконы, а потом слышишь, что “мол, когда у нас плоские иконы писали, на Западе уж были знакомы со свето-тенью, перспективой”, делается немного неловко. Говорить так – это все равно, как сказать: “Вот на Западе научились писать гладкую прозу, а у нас все еще в стихах изъяснялись”. Или сказать, что новый Mercedes S-класса тоже есть творение рук человеческих, совершенное творение, а соответственно, он ничем не хуже мазни какого-нибудь Рафаэля или, прости Господи, Пикассо.
Еще в монастыре есть кедровая роща, знаменитая с XVI века. И поскольку попасть в этот монастырский парк можно только раз в году, стоит это сделать, хотя бы разок в жизни. Полагаю, что ради этого впечатления можно смириться и с отсутствием при значительном наплыве посетителей парковки поблизости от монастыря, и с самой пестрой толпой самого разнообразного люда, раз в году наполняющего монастырь.
Tolga-208
Безусловно, приезжать лучше после окончания обедни, к часу-двум пополудни. Уже и толчея простолюдинов будет поменьше, и официальные лица духовные и светские поразъедутся. Да, и желающих протиснуться в узкие ворота парка будет поменьше. Итак, отстояв небольшую очередь, попадаем в рощу.
Первое впечатление – здесь внезапно покойно, безветренно и тепло. Толгский монастырь стоит на плоском левом берегу Волги. Естественно, что у стен его почти всегда ветрено. В ограде монастыря, конечно, поспокойнее. Но здесь, в роще, кажется, что через ворота вошел не в парк, а вернулся в теплый июльский день. Невысокая ограда парка и высокие, довольно густо посаженные полукругом кедры, очевидно, создают особый микроклимат в этом приятном месте.
Сами по себе монастырские кедры – это на самом деле вовсе и не кедры. Вернее вовсе не те кедры, которые растут в Ливане. Здесь мы имеем дело с особым видом сибирской сосны. От нашей привычной сосны она отличается длинными и мягкими иглами, растущими пушистым пучком по пять, а не по две иголки.
Вот “наши” иголки.
Tolga-206
А вот настоящие, ливанские.
leban0n_cedar
Помимо собственно прекрасных деревьев сильное впечатление производит и наводняющая в этот  день парк толпа.
Tolga-207
Публика прелюбопытная и очень разношерстная: старающиеся казаться скромницами столичные барыньки, туристы с волжских пароходов, зеваки, батюшки со своими большими семействами, паломники, представители разных экзотических православных народов (как-то раз видал я даже живых коптов) и… неоязычники. Да-да, аккурат в саду православного монастыря, в престольный праздник, занимающиеся какими-то своими интимными языческими делишками!
Они облепляют все более-менее толстые кедры и прижимаются к ним спиной, припадают головами, а некоторые даже трутся о кору.
Tolga-201
Зрелище, надо сказать, экзотическое и в XXI веке – откровенно жутковатое.
Tolga-205
Из обрывков разговоров слышно, что эти люди “подзаряжаются вековой энергией” и все такое прочее.
Tolga-203
Что ж, Россия давно стала примитивной нехристианской страной. Я задал вопрос знакомому батюшке, относительно этих кедропоколонников и получил неожиданный ответ. Оказывается, это целая секта “кедрозвонцев-анастасийцев”, и их много по всей стране. Их вербуют из дачников, поливающих огороды заряженной водой, экс-поклонников Кашпировского и экзальтированных молодых людей с тягой к “корневому славянству”.
Синдром припадания к стволам очень заразен. По примеру очевидных апологетов язычества к деревьям прилепляются и простецы. Причем, те, кому кедров не досталось, довольствуются и старыми толстенными липами на окраине парка, и даже березами. Потерянные монашенки, довольно вяло уже впрочем, подходят к группкам людей у деревьев и пытаются их образумить, направить к иконе на месте явления Толгской иконы, но в общем-то малоуспешно, очередь к образу не велика и вполне сопоставима с числом людей, прильнувших к кедрам.

Tolga-11
Мы огородами – источником монастырского довольствия начинаем выбираться из монастыря.
Tolga-204
Все ворота в этот праздничный день открыты и вместо того, чтобы толкаться на узких дорожках внутри монастыря, уступая время от времени дорогу снующей туда-сюда гольф-машинке (на ней ездит монастырское начальство по довольно обширной территории), лучше выйти в северные ворота и обойти монастырь кругом, полюбовавшись на обновленные луковки храмов и блестящие мозаики на фронтонах.
Tolga-209
Жизнь монастыря постепенно входит в нормальное русло. Накормленные горячим, но без мяса (мниси мяса не вкушают) обедом срочники, распределявшую толпу на очереди, собрали ограждения и едут строиться.
Tolga-199
Монашки и послушницы занимаются заготовками на зиму.
Tolga-198
И мы тоже прощаемся с монастырем скорее всего до зимы, до Рождества.
P.S.: а добираться до монастыря все также, как описано в этой заметке.
http://avtozapiski.ru/?p=9411&utm_source=feedburner&utm_medium=feed&utm_campaign=Feed%3A+avtozapiski+%28avtozapiski.ru%29
Поделиться
Комментировать