Кто виноват, что Рыбинский музей-заповедник впал в спячку

Почему музеи Мышкина живут и развиваются, а Рыбинский музей-заповедник чахнет и хиреет?
Почему в музеи села Вятское туристов едет с каждым днем все больше и больше, а посещаемость Рыбинского музея не соответствует его культурно-историческому статусу и выгодному географическому положению? 
Почему музей в селе Мартыново в Мышкинском районе работает каждый день, а рыбинские музейщики позволяют себе устраивать выходные в будние дни? Почему частный музей Нобелей в Рыбинске живет на свои доходы и платит налоги, а Рыбинский музей-заповедник получает многомиллионные дотации из бюджета?

ТУРИЗМ – НЕ ТОЛЬКО ПРЕСТИЖНО, НО И ВЫГОДНО

Сегодня во всем мире туризм является одним из приоритетных направлений развития не только экономики, но и культуры. Все мы знаем, с каким желанием едут со всего света туристы во Францию слазать на Эйфелеву башню, походить под сводами собора Парижской Богоматери или изучить Лувр, едут в Италию, побродить по средневековым замкам и загадать желание в знаменитых итальянских фонтанах.

Да что говорить о зарубежье? Немало интересных мест и уникальных достопримечательностей в России. Например, Петергоф и пригородные петербургские дворцы, кремли Ростова Великого и Коломны, монастыри севера России – Валаам и Соловки, памятники деревянного зодчества на острове Кижи.

Именно объекты культурно-исторического наследия формируют социо-культурную и как следствие экономическую среду тех или иных сел и городов. Они же являются их визитными карточками. Например, говорим Истра, подразумеваем Новоиерусалимский монастырь, говорим Калуга, подразумеваем Оптину пустынь.

Историко-культурное наследие это база для развития туризма, который везде является хорошим источником пополнения местных бюджетов, ведь это рабочие места для людей – экскурсоводов, смотрителей, мастеров народного творчества, производителей сувенирной продукции, туристических фирм, предпринимателей. А для подрастающего поколения это хорошая площадка для воспитания в них патриотизма, любви к отечественной, а не к зарубежной попсовой культуре. Именно туризм способен содержать в целостности и сохранности уникальные историко-культурные ценности.

В нашей Ярославской области туризм развивается ни шатко ни валко. Правда, есть хорошие примеры для подражания.

Возьмем, к примеру, музей кацкарей в далеком и глухом селе Мартыново Мышкинского района. Этот этнокультурный и узкопрофильный музей ежедневно посещают сотни туристов, а ежегодно это десятки тысяч человек, автобусы в Мартыново идут один за другим, люди, единожды там побывавшие, стремятся приехать отдохнуть и узнать много нового еще раз. Этот музей живет исключительно за счет собственных доходов, не спрашивая денег от государства, более того, музей обеспечивает работой и стабильной зарплатой несколько десятков местных жителей – экскурсоводов, мастеров народного творчества и смотрителей. Музей исправно платит немалые налоги в бюджеты различных уровней. И это все в селе, в 30 км от города Мышкина.

Что уж говорить про сам город Мышкин, музеи которого формируют экономику города, обеспечивают тысячи людей работой, и не только самих сотрудников музеев, но и кучу туристических фирм, продавцов и производителей сувенирной продукции, предпринимателей. А все почему? А все потому, что музеи Мышкина работают, музейщики заинтересованы в своем развитии. И вот он результат – о Мышкине знает, чуть ли не весь мир.

В нашей Ярославской области подобных примеров, когда музеи живут сами по себе, сами зарабатывают, платят налоги, обеспечивают людей работой, сохраняют культурное наследие своей местности, формируют культурную среду множество. Это и музей Бабы Яги в Кукобое, это и музей медведя «Топтыгин дом» в Пошехонье, это и музей народных суеверий в Угличе, это и музей Джона Мостославского «Музыка и время» в Ярославле, это и музейный комплекс Вятское, да тот же музей Владимира Рябого в Рыбинске «Нобели и нобелевское движение».

Однако из рук вон плохо обстоит дело с развитием туризма в Рыбинске, и виной тому, на мой взгляд, является Рыбинский музей-заповедник – одна из главных достопримечательность города; музей который не просто не развивается, не становится туристическим центром и брендом Рыбинска, а, на мой взгляд, на глазах разваливается под руководством радиоэлектронщика Сергея Черкалина.

Нельзя сказать, что Рыбинский музей-заповедник плохой, он, равно как и другие государственные крупные музеи уникален. Здесь хранится около 100 тысяч экспонатов – картины, фарфор, мебель – это хорошая коллекция, крупная выставочная база. У музея есть несколько филиалов – музей академика Ухтомского и Мологского края. Правда, тоже в полудохлом состоянии.

У Рыбинского музея-заповедника преимуществ в сотни раз больше. Находится он не в каком-нибудь селе, а в крупном городе на Волге. У Рыбинска и окрестностей славная история. Музей хранит десятки тысяч экспонатов. Ничего создавать и собирать с нуля не надо. Денег – на зарплаты, хозяйственные нужды, коммунальные расходы и иные необходимости дает бюджет Ярославской области. Даже само здание – памятник истории, культуры и архитектуры. И при этом туристов в музее раз-два и обчелся. Разве мы видим колонны автобусов и толпы туристов где-нибудь в районе музея? Нет! Разве можно при такой посещаемости наладить туризм в Рыбинске, о котором, к сожалению, кроме краеведов и общественности уже никто и не говорит? Разве можно сделать город Рыбинск – волжскую жемчужину Меккой истории купечества и бурлачества? Можно, но не при таком отношении Рыбинского музея к туристам.


ПОЧЕМУ ЧАХНЕТ РЫБИНСКИЙ МУЗЕЙ

Не так давно ко мне в гости в очередной раз приезжал друг, француз, журналист швейцарской газеты «Трибун де Жанев» Франк Мента. Мы побывали с ним во многих городах России, в которых не обошли стороной местные музеи. И потому, когда мы приехали в Рыбинск, то однозначно было решено посетить здешний музей-заповедник. Я в этом музее был много раз, и хотя особо интересного в нем ничего не находил, но француз все-таки горел желанием попасть внутрь этого красивого с виду здания. Однако когда мы туда пришли, нашему удивлению, а особенно моему возмущению не было предела: в понедельник в обычный рабочий день на музее красовалась паршивенькая бумажная вывеска «Музей закрыт». Ни объяснений причин того, почему в будний день государственное учреждение культуры закрыто, ни какой-либо иной информации, как связаться с руководством и попасть, внутрь не было. Пришлось не солоно хлебавши развернуться и пойти в другой музей, в его филиал – музей Мологского края, который сами музейщики помпезно называют уникальным, и, якобы, единственным посвященным затопленным территориям. Хотя этот музей и не единственный и уникального в нем не ахти, но французу побывать в нем хотелось. Однако и в него попасть не удалось, на музее висел здоровый амбарный замок.

Нигде, ни в одном из музеев, где мы были ранее – выходных не было. Не бывает выходных в музеях в Кукобое, в Мышкине или в Мартынове. Эти музеи работают, постоянно наращивают количество посетителей, ибо имеют интерес в своем развитии. Но, похоже, Рыбинскому музею-заповеднику никакого развития не надо, им важнее выходные дни для себя любимых.

Буквально спустя неделю-другую я, проходя мимо музея, решил зайти туда и пожаловаться директору господину Черкалину на выходные, которые не подобает иметь учреждению культуры, желающему стать центром развития туризма в городе. Но в музей попасть снова не удалось, оказалось – он был закрыт, на сей раз – санитарный день. Через три дня музей был открыт, но директора в разгар рабочей недели на месте не было – то ли выходной себе устроил, то ли не приходил еще.

Конечно, получая многомиллионную финансовую дотацию из областного бюджета рыбинским музейщикам о количестве посетителей можно и не беспокоиться, об их сладком существовании беспокоятся налогоплательщики, в том числе те, которые работают на износ в преуспевающих музеях.

Конечно, может быть их выходные законные, но музей для рыбинцев и уж тем более для гостей города должен работать каждый день, в том случае если мы хотим чтобы к нам ехали туристы, и о нашем городе отзывались положительно. А то мы из новостей о музее только и слышим то о пожаре, то о скандалах из-за неремонтируемых площадей, то о пьянках устраиваемых для коммерческих фирм, то о музейном анабиозе.


МУЗЕЙНЫЙ АНАБИОЗ

Два с половиной года назад между администрацией Рыбинска и музеем-заповедником разгорелся скандал, целью которого, по всей видимости, было увольнение директора музея Сергея Черкалина. В местных СМИ появились материалы, затрагивающие личность Черкалина, уволить которого может только департамент культуры Ярославской области, ибо он является его работодателем. И вот тогда в газетах и по телевидению стали вспоминать об огрехах работы не только самого Черкалина, но и директора департамента культуры Ларисы Сорокиной, той еще труженицы на культурном поприще.

Тогда вспомнили все. О том, что старое здание музея – жемчужина Поволжья превращено в руины – ободранный фасад, следы пожарищ, окна, стыдливо прикрытые фанеркой. О какой туристической привлекательности города можно говорить? Потом начались проверки. Госпожнадзор и прокуратура не раз указывали на многочисленные нарушения правил пожарной безопасности и бездействие руководства музея. Список нарушений большой: отсутствие планов эвакуации музейных ценностей, неправильно установленные двери на первом и цокольном этажах, неисправное оборудование для тушения огня в случае чрезвычайной ситуации, отсутствие системы автоматического пожаротушения. И вдобавок ко всему плывущий фундамент главного здания, который нужно укреплять, а то не ровен час, сползет вместе с историческими экспонатами и художественными ценностями в волжскую воду.

Впрочем, многие из тех проблем так и не были устранены, а о пожаре, случившемся вскоре, ходило много разных слухов, и о том, что пожарами в музеях прикрываются плохие дела. Правда и сгорел-то в музее тогда всего лишь какой-то мусор, которым так любит себя окружать директор – масляные тряпки, старые банки, веники бережно сложенные в Хлебном гостином дворе памятнике истории 18 века.

Буквально сразу после пожара директор музея объявил о проведении конкурса не на осуществление ремонтных работ и не на установку противопожарного оборудования, а на покупку легкового автомобиля стоимостью 499 тысяч рублей. Вот уж действительно очень необходимое для музея приобретение. Может быть, для этого автомобиля и держал Черкалин прямо впритык к музею железного монстра – гараж, в котором Сергей Дмитриевич хранил другой, очевидно, необходимый ему для жизни, хлам. Содержание гаража не только не вписывалось в противопожарные мероприятия, он был откровенным бельмом на глазу города.

Бельмом на глазу является и здание бывших Красных торговых рядов – задняя стенка Мытного рынка. За те 20 лет, что господин Черкалин сидит к директорском кресле о ремонте этого музейного корпуса даже не было слышно до тех пор, пока СМИ не подняли шумиху – обшарпанные стены портят лицо города, стыдно перед туристами, сходящими в город у речного вокзала. Область, пыхтя и брюзжа слюной, денег-таки на ремонт выделили, но тут опять у Черкалина очередное в жизни невезение – вечером 13 декабря ремонтируемое старинное здание сгорело. Как говорили пожарники в интервью газетам, в тот вечер руководство музея было не найти, и узнать о том, чем завалены комнаты было не у кого. Лишь спустя день или два Черкалин сквозь зубы дал скудный комментарий на тему пожара. В ходе того пожара значительно пострадала зоологическая выставка Леонида Куракина, которую так любили рыбинские дети. В ночь пожара Куракин искал генераторы для того чтобы не оставить без тепла и света рыбок, крокодилов и попугаев. Где в это время был Черкалин, никто не знает.


КОГДА УВОЛЯТ ЧЕРКАЛИНА

На форумах различных сайтов жители Рыбинска и многочисленные туристы нелестно отзываются о Рыбинском музее. И не согласиться с ними нельзя. Многие пишут о том, что приходя в музей, они не чувствуют атмосферы старины и уюта, а лишь ощущают холод, запах кислятины и сырости. Не издает музей краеведческих альбомов и путеводителей, нацеленных на привлечение туристов из Москвы, Петербурга или Европы. Лишь изредка из под пера засидевшихся сотрудников музея Козлова, Овсянникова или Михайловой выходят скудные материалы, и то больше рассчитанные на местечковых захожан, а не на иногородних туристов, которые готовы привезти в Рыбинск свои деньги.

В одном из многочисленных комментариев форумах в Интернете есть и непонимания того, во что превращается музей: «Я давно не посещала музей в Рыбинске, была 20 лет назад в старом здании. После посещения нового у меня сложилось не очень хорошее впечатление. Раньше в старом здании было такое ощущение, что все разложено по векам, ты, просто переходя из зала в зал, перемещаешься из века в век. Экспонатов было на порядок больше. Теперь же, посмотрев зал, посвященный бурлакам, думаю, детям будет совсем непонятно, как же они работали. На кого рассчитана экспозиция, неясно. И так по всем залам. Здание музея большое, красивое, но хочется отметить, что в залах холодно и неуютно».

Почти так же рассуждает постоянная посетительница музея, пенсионерка Лидия Николаевна, она говорит: «Я часто бываю в нашем музее, но, к сожалению, в нем мало, да практически ничего к лучшему не меняется. Одна-две выставки в фойе, так, местечкового масштаба. Недавно мне довелось побывать в Угличе, и теперь я понимаю, почему туда едут, там отношение музейщиков к туристам другое. Там их хотят видеть. А в Рыбинске мне кажется, музейщики работают только сами для себя».

Адвокат Александр Адаменко, приехавший в Рыбинск из Москвы с семьей на выходные, мягко говоря, смутился общим видом музея: «Такое красивое здание, исторический памятник. А в таком виде ужасном. Особенно вот это напротив, где рынок. Наверно директору музея наплевать на вид своих зданий, а может и не наплевать, может просто не знает, как навести порядок в своем имуществе».

Бывшая председатель «Землячества мологжан» Надежда Солнцева возмущена состоянием музея Мологского края: «Вы посмотрите, в музее Мологи как все было поставлено при Николае Макаровиче Алексееве, так все и стоит. Ничего к лучшему не меняется. Новых экспонатов или движения к расширению музея нет. Да что там говорить про Мологу. В главный музей зайди – все обшарпанное, запах невыносимый. И мы еще хотим, чтобы сюда к нам туристы ехали, и школьники историей интересовались. Черкалина уж давно уволить пора, 20 лет сидит, не одни портки видать протер».

Почему же все-таки господина Черкалина вот уже больше 20 лет протирающего портки в креслах директора музея областной департамент культуры не увольняет? По всей видимости, области выгодно иметь молчаливых и особо не спрашивающих на ремонты и благоукрашения своих имуществ человека. А может нравится дамам Сорокиной или Васильевой постоянно лебезящий перед ними мужчина? Да, лебезящий он перед ними, перед вышестоящим начальством, а с культурным сообществом города и с посетителями музея Черкалин особо не церемонится. Не поздороваться со знакомым или своим подчиненным для Черкалина обычное дело. Многие, кстати, даже удивляются, если Черкалин бывает иногда любезен.

Не появляются в музее и новые креативные, толковые и знающие музейное дело люди. Сидят там годами, если не десятилетиями одни и те же уже изрядно состарившиеся краеведы, которые супротив черкалинского руководства и не пискнут. Боятся? Скорее нет, в болоте лягушкам всегда тепло.

Посещаемость Рыбинского музея-заповедника составляет согласно данным музейного сайта чуть больше 100 тысяч человек в год, в чем я очень сильно сомневаюсь. Однако даже если эти 100 тысяч туристов и бывают в музее, то все равно это ничто по сравнению с той значимостью, которую должен играть музей, и ничто по сравнению с музеями Мышкина, или например, села Сизьмы, что в 110 километрах от Вологды.

Превращенный в бедлам Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей- заповедник с каждым годом, по моему мнению, становится все хуже. Когда он станет лучше? Наверно тогда, когда уволят Черкалина.


Дмитрий КОНОВАЛОВ, краевед, член Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры
Поделиться
Комментировать