Михаил ПУШКОВ: «Важный вопрос: что и кого выбираем?»

Отдавая предпочтение тому или иному врачу или поликлинике, главное – внимательно взвесить все плюсы и минусы

С 1 января в России начал действовать новый Закон об обязательном медицинском страховании (ОМС). Уже сейчас пациент может выбрать медучреждение, врача и страховую компанию. Предполагается, что конкуренцию среди больниц, а значит, и качество их услуг усилит участие в программе частных клиник. Новый единый полис ОМС будет действителен по всей России.

Как и кого теперь могут выбрать ярославцы, нужно ли торопиться со сменой страхового документа – об этом рассказал исполнительный директор Территориального фонда ОМС Михаил Пушков.

– Михаил Александрович, каков механизм выбора лечебного учреждения, врача? Что, если в одной поликлинике окажется полгорода?
– Важный вопрос – что и кого выбираем. По закону для постоянного наблюдения пациент может выбрать лечебное учреждение, оказывающее первичную медицинскую помощь. Это прежде всего районные муниципальные поликлиники. Давайте разберем на примере. Вы живете в Ярославле за Волгой, лечитесь в МСЧ завода дизельной аппаратуры, а работаете в центре. Можете ли вы выбрать, скажем, поликлинику №2 в Ленинском районе? Да, такое право у вас есть. Но при наличии возможности у ЛПУ и согласии терапевта. Выбирая поликлинику по месту работы, нужно взвесить все плюсы и минусы. Ведь бывают случаи вызова врача на дом. И если случится заболеть, руководитель поликлиники из Ленинского района не сможет гарантировать выезд участкового врача к вам за Волгу. Уже не говоря о том, что общение с одним врачом позволяет обеспечить динамическое наблюдение за пациентом, своевременно провести коррекцию терапии.
– То есть получается, к кардиологу или другому узкому специалисту по своему выбору я не смогу попасть?
– Отчего же, сможете, но для этого необходимо направление от терапевта. С этим направлением вы и идете к врачу-специалисту. Но есть один нюанс. Новый закон позволяет пациенту выбирать учреждение так же, как и в случае с терапевтом, – при наличии соответствующей возможности у ЛПУ и согласии специалиста.
– Стоит ли уже первого мая, когда начнут оформлять новый единый полис ОМС, бежать занимать очередь, и будут ли оказывать медицинскую помощь по прежним документам?
– Бежать никуда не надо. Полисы ОМС, действующие на 1 января 2011 года, работают до замены на документ нового образца. Замена их, скорее всего, начнется с 1 мая, продолжаться будет три года. Достаточный срок, чтобы все сделать спокойно. Что значит единый полис? Раньше возникала проблема межтерриториальных расчетов, поэтому больных из других регионов бесплатно старались не обслуживать. Новая система – единый полис, единая база данных, федеральный страховщик – гарантирует медицинскую помощь пациенту и обеспечит больнице оплату за ее оказание.
– Чем руководствоваться гражданам при выборе страховой компании, ведь теперь это личное дело каждого?
– Страховая компания прежде всего должна работать на территории Ярославской области, то есть быть участником системы обязательного медицинского страхования региона. Предпочесть ту или иную компанию, если это не связано с переездом, можно один раз в год. Кстати, независимо от выбора у каждого застрахованного существует гарантированный порядок защиты его прав.
– Дорогостоящие обследования, например ядерно-магнитная резонансная томография, входят в систему ОМС?
– Да. Такие обследования по направлению специалиста должны выполняться бесплатно. Но программа ОМС устанавливает сроки ожидания оказания плановой медпомощи – до трех месяцев. Что это значит? К примеру, пациентка страдает хронической желчнокаменной болезнью, у нее камень уже 20 лет. Женщину наблюдает врач, периодически назначает УЗИ органов брюшной полости. На очередном плановом осмотре ничего не беспокоит, врач повторно назначает пройти УЗИ как динамическое наблюдение через два месяца. Но это не значит, что при обострении хронического заболевания придется столько же ждать. Срочность выполнения исследований определяет врач. В территориальной программе государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи на 2011 год все указано.
– Что делать, если записывают на конец года или недвусмысленно предлагают заплатить?
– Как уже говорилось, есть плановые сроки ожидания, которые указаны в программе. Если в соответствии с ней помощь должна быть предоставлена бесплатно, а вам предлагают достать кошелек, лучше обращаться к руководителю учреждения, оперативные вопросы он решит быстрее. Если что-то не получается, следует адресоваться в свою страховую компанию. Если и на этом уровне не решается вопрос, есть департаменты здравоохранения области и городов Ярославля и Рыбинска, Территориальный фонд ОМС. К нам я бы советовал обращаться во всех случаях.
– «Скорая помощь» войдет в систему ОМС с 2013 года. Без полиса врачи неотложки лечить не будут?
– Нет, экстренная помощь бесплатна для всех. Если человек в силу своего состояния не может предъявить полис, ему все равно помогут.
– Частные медицинские учреждения региона, которым закон тоже предложил работать в системе ОМС, как-то выразили готовность поучаствовать? Что с ведомственными поликлиниками?
– Рано говорить. У частников установлен период до первого сентября, когда они должны сказать о своем участии в системе ОМС. Принцип здесь – заявительный. Пишут заявление, прикладывают необходимые документы. Ведомственные учреждения уже работают в системе ОМС.
– Где можно ознакомиться с перечнем учреждений, которые входят в систему ОМС?
– На сайте фонда, в территориальной программе госгарантий. Проще всего позвонить в свою страховую компанию, ее телефон обязательно указан в полисе. Не советую решать свои вопросы без страховщиков. Там работают профессионально ориентированные специалисты, эксперты в области обязательного медицинского страхования. Деятельность страховых компаний оплачивается, и они в лучшем виде должны представить ваши интересы в диалоге с лечебным учреждением.
– Спорных вопросов много, есть ли «горячая линия», на которую можно звонить?
– Есть свои «горячие линии» в страховых компаниях. В Территориальном фонде еженедельно я лично веду прием по вопросам качества оказания медицинской помощи по программе ОМС. Телефон для записи 32-11-57.
Марина НИКИТИНА
"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать