Народный мастер. Волшебница из Любима

Автор удивительных изделий из бересты Нина Маслова стала известной достопримечательностью районного центра.
 Изящные шкатулки и туески, детские игрушки и женские украшения, сувенирные самовары и предметы бижутерии – каких только берестяных чудес не увидишь в доме мастера на набережной реки Учи. Началось с туеска Скоро исполнится два десятка лет, как Нина Васильевна открыла для себя тайну владения резцом, разнокалиберными стамесками и другими инструментами, необходимыми для работы со старинным природным материалом. За эти годы у нее сформировался оригинальный стиль и технология резьбы, которые не спутаешь ни с какими другими. Попробуй-ка найти похожий берестяной чудо-самовар – хоть всю Россию объезжай, но не встретишь! – Наше творчество редкое, настоящих мастеров можно пересчитать по пальцам, – признается хозяйка уникальной коллекции. – Впрочем, есть еще у нас самородки, с одним из них мне как-то посчастливилось познакомиться на выставке. Он такие замечательные картины пишет на берестяном фоне, что не передать словами! Возможности бересты и людских талантов поистине безграничны. Увлечение Нины Масловой началось, можно сказать, случайно. В то время она жила в Ярославле и работала парикмахером широкого профиля. Заглянула однажды в сувенирный отдел магазина «Художник» и купила приглянувшийся берестяной туесок для хранения мелких вещей. Покупка оказалась с изъяном, и ей захотелось самой исправить бракованную вещицу. Но прежде чем использовать кусок бересты в качестве ремонтного материала, его нужно вымочить в горячей воде, тщательно высушить и смазать подсолнечным маслом. – Пришлось изрядно помучиться, но у меня все получилось, – с улыбкой вспоминает мастер первый опыт. – А потом пришло неодолимое желание сделать своими руками одну вещь, за ней другую. Вот так и пошло-поехало. Доработав до пенсионного возраста, супруги Масловы переехали из Ярославля в деревню, затем купили просторный дом в Любиме на берегу реки. С легкой руки главы района Александра Кошкина, который гордится тем, что на территории живет знатный народный умелец, берестяная мастерская превратилась в местную достопримечательность. В старинный городок нередко приезжают гости, в том числе зарубежные, и их непременно приглашают познакомиться с мастером. Нынче тут побывали туристы из Таиланда, Венесуэлы, стран Европейского Союза. Группу иностранцев-тинейджеров хозяйка обучила изготовлению простейших изделий из бересты, проведя с ребятами мастер-класс. И надо было видеть, как горели их глаза от необычных русских подарков. Береста непроста Вроде прост природный материал и встречается в лесах на каждом шагу, но не всякая «одежда» белоногих красавиц годится на изделия. Особенно в Ярославском крае с его капризными погодными условиями. В наших лесах выбор качественной бересты невелик, зимой она не выдерживает сильных морозов и растрескивается. – Три года назад я ездила в Великий Устюг на фестиваль «Золотая береста» и была в восторге от качества материала, – отмечает Нина Маслова. – Северные березы имеют чистую белую кору, к тому же она более толстая и прочная. Для местных резчиков это идеальное сырье, потому и мастеров в Вологодской и Архангельской областях намного больше, чем у нас. Решать сырьевую проблему Нине Васильевне помогают работники лесокомбината и арендаторы леса. Перед валкой деревьев они приглашают Масловых на свои делянки, и супруги берут бересту только с тех, которые предназначены на спил. Иначе можно навредить природе. – У наших северных соседей заготовкой сырья занимаются целые артели. А я в нынешнем году из-за нехватки качественного материала смогла выполнить только три крупные работы. Самовары и вазы уже не делаю, сейчас изготавливаю в основном мелкие изделия, – сетует хозяйка мастерской. Четверть века работы парикмахером даром не прошли, профессия научила резчицу по бересте терпению, развила глазомер и множество других полезных качеств. Садясь за широкий рабочий стол с массой инструментов, мастер еще не знает, каков будет окончательный узор или тиснение на податливом материале. Начинает работать без разметки, а когда исчезает вдохновение, бросает все, идет во двор или занимается домашними делами. – Многие мастера используют в своей работе штампы, чтобы избежать лишних ручных операций, а я так не могу, – делится секретами Нина Васильевна. – Как была самоучкой, так и хочу продолжать, не изменяя выработанному стилю. Людям мои изделия нравятся, говорят, что в них душа есть. Фото Сергея Белякова
Поделиться
Комментировать