Очевидцы катастрофы: такого кошмара мы еще не видели

Тела вытаскивали всем поселком

На месте катастрофы сняли оцепление, и фанаты, желавшие посетить место гибели команды и положить цветы на берег, потянулись в Туношну.  До самой темноты они по очереди и вместе спускались к реке,  возлагали цветы к воде, на пригорки и траву. Дорогу после дождей размесили машины, превратив сельскую грунтовку в корыто с коричневой жижей глубиной примерно по колено. С наступлением темноты количество желающих  возложить цветы не убавилось. Многие захватили фонарики и сапоги. А местные жители даже сделали на этом маленький бизнес. Одна из местных бабушек любезно давала скорбящим резиновые сапоги напрокат. Всего по 10 рублей за пару. Остальные были готовы поделиться впечатлениями от рокового дня.


– Я в тот день здесь был, – рассказал местный житель Николай Василевский. – Нас не удивить звуками с аэродрома. Тут все время то взлетают, то садятся. Слышал один странный хлопок, потом другой. Странные хлопки, не как взрывы, а как будто железом резко задело о бетон. Я еще подумал: тяжело кто-то садится. Такой звук  бывает, когда не раскрываются шасси и самолет задевает деталями о взлетную полосу.  От встряски обычно шасси все-таки выходят. Посадка немягкая, но почти благополучная.  Потом еще один хлопок, с другим звуком, как будто что-то разорвалось, уже ближе сюда, и потом самолет пронесся над нами, приблизился к земле и взорвался. Столб огня вынесло метров на 50 в высоту.  А потом  огонь сменился черным дымом, и мы побежали на берег.

На берегу местные жители увидели, что вода и трава горят. А в воде и на берегу  обломки самолета и тела погибших. Очевидцы сразу вызвали «скорую» и попробовали помочь Сизову (единственному выжившему в авиакатастрофе), который выбирался на берег. У бортинженера было разбито лицо, голова, на теле были ожоги, а одна нога, как говорили очевидцы, «размолочена».  Его подобрала местная «скорая».  Больше живых на берегу не было. Приехавшие спасатели и спецслужбы начали ставить оцепление и вылавливать из воды тела. «Некоторые были в ужасном состоянии», – признаются местные жители, даже спустя неделю пребывая в шоке от увиденного.

Где-то в толпе жителей быстро появился отец Александра Галимова.  У мужчины дача в Сопелках,  место катастрофы было видно оттуда. Он знал, что сын летит, знал когда, и сразу понял, что произошла трагедия. Говорят, он доехал на машине до берега Туношонки и переплыл русло в чем был, лишь бы быстрее попасть к сыну.


Спасатели работали на износ

– Мы третьи сутки были там  всем составом, – рассказали сотрудники областного спасательного отряда. – Вылавливали, тушили, опять вылавливали.  Куски самолета, тела и фрагменты тел.

Действительно, все пять смен областного ПСО по приказу руководства более трех суток находились на берегу Волги и Туношонки, стараясь извлечь из воды и остатков обгорелого корпуса самолета тела,  детали корпуса, двигателей и салона. Сотрудники отряда несколько суток спали урывками прямо на берегу,  обедали и ужинали наспех. Работали и водолазы, и наземные службы. И в течение светового дня, и ночью, при специальном сверхсильном освещении.  Сначала надеялись на то, что хоть кого-то удастся найти живым. Потом просто вынимали трупы.

– Обгорели все! И те, кто был в хвостовой части и на берегу, и те, кого находили в воде, – признался один из очевидцев. – Это страшно – вот так вынимать тело за телом,  обугленных и в ожогах.  Мы многое повидали, но такого –  не видели.


Никакой высокой мачты не было

– Никакой высокой мачты по ходу самолета не было, – пояснил ситуацию директор аэропорта «Туношна» Олег Качанов. – У нас все по инструкции. Не положено ставить высокие конструкции по ходу движения самолетов. Эта мачта связи (радиомаяк) была высотой всего три метра, находилась за пределами взлетно-посадочной полосы. Если машина взлетала бы по стандарту, она оторвалась бы от земли уже в середине полосы. А над мачтой связи самолеты обычно проходят уже на высоте 100 метров и не могут ее задеть. То есть самолет, выполнявший тот рейс, не смог оторваться от полосы в нужный момент. И не смог набрать высоту. Не задень они мачту, они бы улетели, – признался Олег Анатольевич.

Как пояснил директор «Туношны», никакой спешки и поторапливания не было. Матч должен был состояться на следующий день. Следующий самолет (по-видимому, президента. – Прим. автора) ждали на следующий день. «Карман времени» был изрядный. Взлетная полоса была свободна. Можно было отложить вылет, если бы выяснилось, что самолет неисправен.


Яроcлавские страницы


Поделиться
Комментировать