Тень «полусухого» закона

Если рецептом в борьбе с «зеленым змием» во всех его проявлениях – от спирта до пива – станет лишь ужесточение законов, то есть риск загнать проблему глубже


Попытки сделать спиртные напитки менее доступными, чтобы избежать алкоголизации населения, становятся все более настойчивыми, тем самым отражая растущее беспокойство общества за его слабовольных граждан.


Тот же Геннадий Онищенко, наш главный санитарный врач, предположил, что бутылка крепкого алкоголя должна стоить не менее ста долларов. Если судить по упомянутой денежной единице, то и продавать ее, наверное, будут не ближе Манхэттена. Кроме того, в 2012 году вступит в действие закон, согласно которому любым алкоголем нельзя будет торговать вне стационарных магазинов, что должно поставить заслон на пути «пивного алкоголизма».


Для Ярославской области надвигающиеся перемены имеют особое значение. К примеру, когда объемы продаж пива снизятся (а если пенный напиток приобретет статус алкогольного напитка, его реализация, особенно на первых порах, столкнется с серьезными трудностями), с наполняемостью бюджета области появятся проблемы.


А если еще и водка подорожает до трех тысяч рублей за бутылку, даже «ерша» смогут себе позволить только наиболее обеспеченные слои населения.


Все это уже было в нашей стране и еще не изгладилось из памяти. И к чему привело, тоже известно. Однако параллели вряд ли уместны…


– На самом деле с алкогольной деградацией общества так и надо бороться, как в 1985 году – решительно, жестко и по всему фронту, – считает заведующий отделением острых алкогольных психозов областной психиатрической больницы Олег Рюмин. – Меры «полусухого» плана только загонят проблему. Если проанализировать ситуацию, то на первом этапе программа времен Горбачева принесла позитивные плоды. Единственное, что было упущено тогда и упускается сейчас, – духовная составляющая этой задачи. Опыт борьбы с алкоголизацией в России показывает, что реальные результаты появлялись, когда в этот процесс включалась церковь. Наши же «властители дум», прежде всего люди искусства, делают все, чтобы народ продолжал пить. Вы можете вспомнить, чтобы в кадре пил спиртное герой Шварценеггера или Сталлоне? И я не могу… Но стоит посмотреть любой современный российский сериал минут двадцать, как обязательно наткнешься на героя, который с глубокомысленным видом «употребляет»… Народ же у нас внушаемый, в массе своей он любит подражать. С другой стороны, Онищенко ведь далеко не глупые вещи говорит, когда рекомендует существенно повысить цены на алкоголь. Водка сегодня гораздо доступнее для населения, чем в Советском Союзе, – сто рублей по покупательной способности соответствуют советскому рублю. И чего мы хотим при такой дешевой и одновременно доступной продукции?


Запретить, конечно, несложно. Более того, продажа пива в общественных местах уже запрещена – согласно статье 16 Федерального закона №218 от 18 июля 2011 года. Этим же законом запрещается распитие пива на лестничных клетках, в лифтах, на детских площадках. И что? А ничего – пиво как не являлось, так и не является де?юре алкогольным напитком. До июля 2012 года оно так и останется напитком прохладительным. Или взять тот же интернет, через который иные дельцы сегодня приноровились продавать алкоголь круглосуточно.


– Мы, как лицензирующая организация, выдаем документы для ведения того или иного рода деятельности субъектам права, – пояснил специалист областного департамента регулирования хозяйственной деятельности Дмитрий Ячменьков. – В том случае, если объект, которым они владеют и ведут там деятельность (в случае продажи спиртного – стационарный магазин), соответствует требованиям закона. Как на данном объекте это осуществляется – вопрос уже к правоохранительным органам.


Экономический момент в этом деле – немаловажная составляющая. Возьмем малый бизнес, который и по сей день остается «торгово?закусочным». В любом ларьке основная прибыль – от продажи пива, слабоалкогольных коктейлей?напитков. Завтра ими запретят торговать в киосках. Сколько народу, не умеющего ничего, кроме как принимать купюры и отсчитывать сдачу, ринется на биржу труда? А сколько примется зарабатывать «отхожими промыслами»?


– По роду своей деятельности я обязан заботиться о том, чтобы предприниматели не теряли источники своего дохода, – прокомментировал ситуацию председатель координационного совета по малому и среднему предпринимательству при губернаторе Ярославской области, депутат региональной Думы Александр Кучменко. – И, безусловно, добиваться от власти системного подхода и помощи в решении проблем малого бизнеса. Однако такая поддержка возможна только в случае, когда и бизнес идет навстречу в создании цивилизованного рынка. Я придерживаюсь точки зрения, что в сфере мелкой торговли нужно наводить порядок. В том числе и потому, что большая часть продаж контрафакта, нелегального предпринимательства и нарушения трудового законодательства происходит в нестационарных торговых точках.


Гражданский кодекс РФ, напоминает Кучменко, определяет предпринимательство как деятельность на свой страх и риск. И просчитать, что рано или поздно нестационарная торговля будет реформироваться, можно было давно. Да и страхи в нашем случае преувеличены. С одной стороны, у нас относительно немного предпринимателей, чья деятельность замкнута на одном ларьке. Как правило, у многих из них есть серьезная «подушка безопасности». Недовольство части предпринимателей имеет и другую причину: стационарные магазины контролирующие инстанции проверяют чаще и тщательней. И опасения менять киоск на магазин или иной вид деятельности – это вполне понятное нежелание выводить из тени кое?какие аспекты своего бизнеса.


Кстати, замечает Александр Кучменко, несколько лет назад, когда шло очередное ужесточение правил торговли алкоголем, областные власти нашли способ предоставить предпринимателям годичный тайм?аут для того, чтобы временные сооружения перевести или перестроить в стационарные.


Что же все?таки мы имеем в сухом остатке? Количество точек, в которых можно будет приобрести алкоголь, суще­ственно не уменьшится. Но и задрать цену спиртного выше экономически обоснованного предела тоже вряд ли удастся. Пока реальным выглядит только наведение порядка в сфере торговли, но при условии, что федеральные депутаты создадут непротиворечивую законодательную базу. А следующей задачей должна стать борьба со спросом. Иначе наше время может войти в историю как годы «полусухого» закона.


Автор Анатолий Кононец


"Ярославский Регион"


Поделиться
Комментировать