Власть с доставкой на дом

Ярославская область вошла в число 27 самых перспективных регионов,  которые Федеральное агентство по информационным технологиям выбрало для обкатки целевой программы «Электронная Россия». «Северный край» попытался разобраться, что это даст каждому ярославцу, умеющему пользоваться Интернетом и не желающему тратить своё время на походы
по кабинетам чиновников.


ПРОГРЕСС – ЕСТЬ,
УСЛУГ – НЕТ
Не знаю, как там в других городах и весях нашей необъятной Родины, а  ярославцы, можно сказать, с нетерпением ждали 1 января 2010 года. Потому что верят, что раз президент Дмитрий Медведев и правительство пообещали, что в первый день нового года заработает портал госуслуг, значит, по-другому и быть не может. Тем более, что, по данным «ЦентрТелекома», в Ярос­лавской области домашним Интернетом пользуются 61 тысяча 497 человек. А начальник информационно-методического отдела департамента труда и социальной под­держки населения правитель­ства области Сергей Соколов утверждает, что в Ярославле примерно 30 – 40 процентов населения – пользователи Интернета.
– В районах, конечно, меньше, – сказал Соколов. – Особенно, если учесть, что в некоторых муниципальных районах ещё не очень хорошо налажена связь.
Однако, как выяснилось, читатели «Северного края» – пользователи «продвинутые». Рыбинец Андрей Дмитриев сразу по окончании долгих новогодних праздников позвонил в редакцию:
– Федеральный портал гос­услуг должен был заработать 1 января нового года. Не успели куранты пробить двенадцать, а я сразу сел за ноутбук, чтобы получить госуслугу. И что? Только у налоговиков и смог узнать, что в должниках не числюсь. Впрочем, через пару дней там всё «зависло», так что, может, и числюсь…
А Ирину Ивановну Малышеву из Углича очень разочаровал портал госуслуг области. Конкретно: постановка на кадастровый учёт, где ничего, кроме общих указаний, не было. Она, как выяснилось, просто не знала, что портал государственных услуг Ярос­лавской области сейчас ещё строится и потому работает в тестовом режиме. И услуг от него мы дождёмся не скоро.
В первом полугодии года наступившего на этом портале лишь появится информация об услугах, оказываемых территориальными отделениями федеральных органов исполнительной власти, дей­ствующими в Ярославской области, во втором – о муниципальных услугах. То есть сайт, который должен спасти граждан от бессмысленного стояния в очередях за самой ничтожной справкой, пока будет всего-навсего информационным. Мало, конечно, но и это уже хорошо, если будет сделано с умом. Те сайты местного самоуправления, которыми пользуются ярославцы, лишний раз подтверждают, как далека всё-таки ещё наша власть от народа.
МОСКВА ЗАВИДУЕТ СИНГАПУРУ.
МЫ – КОТЛОВКЕ
Познакомившись с работой «электронного правительства» Сингапура, Президент РФ Дмитрий Медведев восхитился: фирму там можно зарегистрировать всего за неделю.
Фраза стала крылатой и облетела всю страну. Только, увы, нам до Сингапура шапкой не докинуть! Как сказал «Российской газете»  15 декаб­ря 2009 года префект Центрального административного округа Москвы Алексей Александров, чей округ активнее всего занимается внедрением «Электронной Москвы», они сингапурцам могут пока лишь завидовать. Регистрация фирм – не функция местных органов власти. Зато документы на приватизацию жилья в центры обслуживания населения ЦАО можно сдать за 15 минут. И многие другие документы получить в день обращения без томления в очередях. Чем могут похвастаться ярославцы?
– Я, например, решила выяснить, кто в нашем доме участковый, – рассказала Ольга Евгеньевна, вполне «продвинутая» в компьютере и Интернете ярославна 60 лет. – Зашла на официальный сайт города Ярославля. В рубрике «Город» отыскала «районы города», потыкалась в непонятно зачем размещённую там карту, потом отыскала свой район, уже в нём нашла «правопорядок», долго читала информацию о закреплении участковых уполномоченных милиции УВД района за административными участками. И всё равно ничего не поняла и кто мой участковый – так и не узнала. Вот спрашивается, зачем мне, простой жительнице, продираться сквозь бюрократическую казуистику? Уж я не говорю о том, как долго вся эта ненужная информация грузилась в мой компьютер.
Вот и переславцам не позавидуешь. Откроет пользователь, например, комитет по управлению муниципальным имуществом и увидит на странице портрет неизвестной дамы, с грустью, а может, даже с некоторым скепсисом взирающую на перечисление направлений деятельности этого комитета. Ни должности, ни имени у дамы, ни телефона, ни уж тем более электронной почты нет. Зачем, для чего размещена она на сайте – поди разберись.
Справедливости ради следует отметить, что о прохождении мейлов (электронных писем) по адресу администрации района можно узнать по номерам телефонов, указанных на страничке главы Переславского района Александра Рычкова, если до конца дочитать его биографию. Телефонный справочник, который размещён в рубрике «справочная информация», тоже составлен с должным рвением и лишний раз подтверждает, что переславские чиновники работают с народом пока по старинке: по звонку или письменным обращениям.
Ответственно относится к своим обязанностям глава города Углича Сергей Валерьевич Маклаков. Его можно найти и по телефонам, и по элект­ронной почте, и прийти на приём в указанные часы. К сожалению, нельзя записаться на приём по Интернету, но, думается, это дело недалёкого будущего. На сайте администрации города Углича очень удобные полезные ссылки на наиболее часто посещаемые пользователями интернет-ресурсы: от сайтов Президента России и правительства страны до Угличского районного суда и местной прокуратуры. Кроме того, и глава города, и глава Углич­ского муниципального района Элеонора Михайловна Шереметьева общаются с посетителями сайта «Информационный портал Угличского муниципального района» в сервисе «обратная связь». Правда, последнее письмо мэру и ответ на него были размещены... в феврале прошлого года.
Неплохая фотогалерея про главу Виктора Дмитриевича Почернина размещена на сайте Борисоглебского муниципального района. Но, думается, что хотя бы электронный адрес, а ещё лучше – сервис с вопросом главе были бы более востребованы посетителями.
Не хватает ещё нашим разработчикам сайтов для местных властей столичного толку и лоску. Как приятно, и главное, полезно посетить, например, сайт района Котловка или официальный сайт управы Кузьминки города Москвы. В последнем есть специальный сервис «электронная управа», здесь буквально за минуты можно записаться на приём к главе. Найти своего участкового – тоже дело секунд. И без всяких лишних перечислений границ участков, обязанностей и т. д. и т. п., как на сайте Ярославской мэрии.
В Котловке легко найти всю информацию по дому, в котором вы живёте. Легко узнать обо всех льготах, меро­приятиях, есть и правовой кабинет, и обратная связь, и очередь на улучшение жилищных условий, и очень много необходимой жителям района информации. И никаких биографий глав с их огромными портретами, чем грешат буквально все наши муниципальные сайты. В фотогалерее на Котловке, например, размещены снимки оборудованных детских площадок во дворах и просьба их оценить.
В Котловке и Кузьминках даже сервис «управа районом» – не просто телефонная книга, как на сайтах нашего региона, с перечислением имён и должностей. У москвичей это, прежде всего, указание, когда вышеперечисленные чиновники принимают граждан. Московская районная власть на своих сайтах поздравляет с юбилеями ветеранов труда и жителей района (администрация Ярос­лавского муниципального района пока доросла только до поздравлений своих сотрудников и депутатов).
ПОЗВОНИТЕ СИСАДМИНУ
Честно говоря, после посещения большинства муниципальных сайтов региона впечатление такое, что «электронная власть» для наших руководителей – понятие пока весьма неопределённое. Боятся отдельные чиновники Интернета. Они даже почты электронной боятся. Вернее, не умеют ею пользоваться и не хотят учиться.
Вот недавно «Северный край»  хотел отправить письмо-запрос в управление земельных ресурсов мэрии Ярославля. Позвонили в общий отдел управления, чтобы узнать, дошло ли письмо по указанному на сайте адресу. Там посоветовали обратиться к сисадмину (системному администратору). Сисадмин сказал, что письмо дошло, но кто его прочтёт – он не знает. Общий отдел согласился письмо прочесть, «если его распечатают», и ответ обещал дать в бумажном носителе.
А теперь посчитаем. Телефонных звонков – три. Плюс два листа хорошей бумаги, конверт и почтовая марка. Вот такое «электронное правительство»!
ТОВАРИЩ, ВЕРЬ…
Не дожидаясь принятия Министерством экономического развития правил для сайтов федеральных ведомств, обновила к новому, 2010 году, свой сайт областная Дума. Он откровенно порадовал. Там всё очень просто и без затей. Открываешь в контактах сервис «мой депутат», вносишь свои данные в открывшееся окошечко и получаешь требуемую информацию буквально за секунды. Так же быстро и без всяких дополнительных условий можно отправить письмо своему депутату. Неплохой сайт и у прокуратуры Ярос­лавской области.
Так что стремление воплотить в жизнь мечты президента страны и премьера о том дне, когда власть в доступном виде придёт к россиянам на дом, в нашем регионе есть. А если бы правительство области помогло муниципалам, например, постоянным мониторингом сайтов, мы уверены: такой день на Ярославскую землю пришёл бы раньше.
После посещения большинства муниципальных сайтов региона впечатление такое, что «электронная власть» для наших руководителей – понятие пока весьма неопределённое. Боятся отдельные чиновники Интернета. Они даже почты электронной боятся. Вернее, не умеют ею пользоваться и не хотят учиться.
Северный край
Поделиться
Комментировать