Имени Императора Николая

21 февраля старейший в Ярославле мост через Волгу отметил свой 100-летний юбилей Соединяя два берега великой реки, этот мост пережил век войн и революций, больших строек и дальних дорог, но до сих пор верно служит ярославцам. Сто лет назад его величали «Николаевским». Однако не только для государя, но и для всей страны ярославский красавец­мост стал долгожданным, поистине царским подарком.
Пунктирная линия
Железная дорога пришла в Ярославль еще в 1870 году, когда на перроне Московского вокзала с задорным гудком остановился поезд из Первопрестольной. Спустя год была открыта линия Рыбинск – Бологое, связавшая губернию с Санкт-Петербургом.
Новая магистраль пересекала реку по возведенному у станции Волга в Мышкинском уезде железнодорожному мосту, ставшему вторым в Поволжье. В 1938 году на его месте был построен новый четырехпролетный мост с железобетонными арками.
А вот в губернском центре такого моста долгое время не существовало. В 1872 году узкоколейная ветка соединила Ярославль и Вологду, а к концу столетия продолжилась до Архангельска. Однако линия эта была «пунктирной»: Волга по-прежнему оставалась преградой, разрывая железнодорожные пути. Дорога на север начиналась со станции Урочь на левом берегу Ярославля. Транзитным пассажирам приходилось самостоятельно добираться от Московского вокзала к речной переправе, а затем уже в Заволжье пересаживаться на узкоколейку. Бойкие извозчики, встречая поезда из столицы, не стесняясь, требовали за доставку к парому 50 копеек, тогда как обычная такса «по центру» составляла всего 30.
На рубеже XIX – XX столетия к приходу поездов стали подаваться «линейки» – особые экипажи со скамьями, вмещавшие до 30 пассажиров. C 1900 года популярный «волжский» маршрут освоили трамваи – как пассажирские, так и грузовые. Десятки тысяч тонн груза, следовавшего в северные губернии, перевозились на баржах через Волгу, однако весной и осенью переправа становилась затруднительной. В условиях подготовки страны к войне строительство моста в Ярославле становилось не только экономической, но и стратегической необходимостью.
Герои большой стройки
Ярославская Городская дума еще в 1899 году ходатайствовала о возведении волжского моста перед железнодорожным департаментом Министерства путей сообщения. Обсуждая наболевшие транспортные проблемы, ярославцы лелеяли мечту о том, чтобы сообщение через Волгу открылось не только для железнодорожных составов, но и для экипажей, а в будущем – автомобилей.
Однако в апреле 1904 года, когда решение о строительстве моста было окончательно утверждено, устраивать «приспособления к экипажной езде» представлялось невозможным.
Новый мост рассматривался как «важное узловое звено, которое соединит Ярославль с дальним севером и послужит расцвету его в торгово-промышленном отношении». Вместе с тем важный для государства объект призван был стать «величественным, красивым и стильным сооружением» – достойным украшением древнего города. Проект был подготовлен при участии известных мостостроителей С.И. Ольшевского и Л.Д. Проскурякова, а подрядчиками выступили братья Рон и общество Путиловских заводов.
23 ноября 1910 года состоялась торжественная закладка моста, а в июле 1911-го началась сборка пролетов. Для возведения мостовых опор использовались местные валуны, в изобилии встречавшиеся по берегам Волги. А вот для облицовки быков доставлялись специально обработанные камни. Вся стройка освещалась электричеством и велась ускоренными темпами. Днем и ночью подходили составы, нагруженные строительными материалами, работали мощные паровые машины. На иных участках рабочие сменялись каждые четыре часа.
Для наблюдения за ходом строительства в Ярославль были командированы столичные чиновники и среди них – надворный советник Петр Орлов, занимавший должность контролера. Снимая квартиру возле Ильинской площади, он три года проживал здесь с женой и двумя дочерьми, одной из которых – Любочке Орловой – суждено было впоследствии стать мегазвездой советского кинематографа.
В итоге открытие сооружения состоялось почти на полгода позднее. Однако предприимчивые ярославцы даже такую задержку сумели «обставить красиво». Торжественный пуск моста был приурочен к трехсот-летию Дома Романовых и назначен на 21 февраля 1913 года. Именно в этот день тремя веками раньше Земский собор избрал на царство юного Михаила Романова, положив начало новой династии. Разрезая праздничную ленточку, ярославский губернатор Д.Н. Татищев провозгласил здравицу за государя, подхваченную громким «ура!». Новый мост был освящен архиепископом Тихоном (будущим патриархом Московским, в 1989 году канонизированным в лике новомучеников и исповедников российских).
Новому мосту официально было присвоено наименование «Мост Императора Николая II». Протянувшись на 376 сажен (около 800 м), красавец-мост имел 7 пролетов: 5 больших и 2 малых. Изящные фермы «полупараболической системы» были собраны из сверхпрочных сталей Путиловского завода, а заклепок на них было 64 тысячи штук! В Ярославле еще долго потом поговаривали, будто одна из тех заклепок была из чистого золота. По обеим сторонам моста были устроены тротуары, а проезжая часть, как и арки для прохода судов, освещалась керосиновыми фонарями.
Соединив Москву с севером, пережив и гражданскую, и Великую Отечественную войны, Николаевский мост сохранил свой облик вплоть до второй половины XX столетия. Лишь в 1972 году он был расширен до двухпутного за счет существовавших ранее тротуаров. «Родные» полукруглые фермы моста были окончательно заменены на новые уже на наших глазах – в начале XXI века. Однако и сейчас их ажурный силуэт, запечатленный на сотнях открыток и фотоснимков, остается одним из узнаваемых символов старого Ярославля. А сам Николаевский мост, связуя берега и поколения, с честью вступает в новое столетие своей истории.
источник
Поделиться
Комментировать