Рыбинский танк

Танк Рыбинского завода или Рыбинский танк впервые упоминается в исследованиях В.Д. Мостовенко «Танки», выпущенных в 1965 году:
«В 1915 г. на одном из заводов был разработан проект танка со следующими характеристиками: вес 20 т, экипаж 4 человека, вооружение 107-мм пушка и крупнокалиберный пулемет, броня 10—12 мм, мощность двигателя 200 л.с. Представленный в Главное военно-техническое управление 10 августа 1916 года, этот проект не получил необходимой поддержки… Имеются сведения и о другом проекте, разработанном в то же время: вес 12 т, скорость до 12 км/ч, вооружение 75-мм пушка и пулемет».

Там же были приведены разрезы бронемашины коробчатой формы с пушкой в корме и ходовой частью по типу трактора «Холт».

Однако попытки найти оригинальные чертежи в архивах не увенчались успехом. Много «белых пятен» имелось и в описании машины.

На каком именно заводе Рыбинска и кем был составлен проект?Очевидно, что заводом был «Русский Рено», построенный в Рыбинске в 1916 году, позже — Рыбинский завод моторостроения и НПО «Сатурн». Но отсутствие архивных сведений ставило под сомнение существование проекта. Тем не менее, на волне идей об «изобретении танка в России», история о Рыбинском танке оказалась популярна. На основании описаний художник М.И. Петровский создал художественную реконструкцию танка.

Рыбинский танк — проект среднего танка, разрабатывавшийся в Российской империи в 1915-1917 годах. Ограниченная информация позволяет предположить, танк создавался с использованием агрегатов сельскохозяйственного трактора и во многом опирался на французский опыт создания танков.

Создание танка не вышло из стадии проектирования, первоначальный эскиз, предложенный Военному ведомству в конце 1916 года, не имел детального описания и был представлен лишь в общем виде, а события 1917 года поставили крест на дальнейших работах в этом направлении.

В пользу версии существования Рыбинского танка если не на уровне проекта, то в качестве предложения, говорит и следующая информация.

Осенью 1916 года Председатель комиссии по броневым автомобилям генерал-майор Н.М. Филатов, автор бронеавтомобиля «Гарфорд-Путилов», получил письмо:

«Технический отдел ГВТУ препровождает, по приказанию Начальника Управления, заявление Акционерного общества «Русский Рено» от 10 августа 1916 года с чертежом бронированного трактора большой мощности»…

Общество «Русский Рено» создавалось с целью лицензионного выпуска автомобилей «Рено» в России и юридически находилось в Петрограде. А в 1916 году на основе государственного кредита был построен второй автомобильный завод в городе Рыбинске под тем же название — «Русский Рено». И хотя общество так и не смогло выпустить ни одного автомобиля, а завод в Рыбинске был перепрофилирован на выпуск авиационных двигателей, его мощностей было вполне достаточно для реализации проектов боевых машин на гусеничном шасси.

Комиссия по броневым автомобилям рассмотрела заявление общества 19 августа 1916 года. В протоколе заседания значилось следующее:


«Краткое содержание дела.

Заявление фирмы, чертеж и личное объяснение председателя фирмы дают следующие сведения: трактор гусеничной системы, приспособлен для езды без дорог. Вес трактора около 12 тонн, скорость около 12 км/час. Вооружение — одна 75-мм пушка и один пулемет. Более подробных сведений в настоящий момент не имеется, и Петроградское отделение Фирмы запросило о них Правление в Париже»…


Французская история проекта боевой машины началась 1 декабря 1915 года, когда полковник Этьен направил главнокомандующему французских войск письмо с предложением о постройке «бронированных повозок, обеспечивающих продвижение пехоты», по сути, танков сопровождения. Этьен предлагал строить на основе трактора «Холт» боевые машины весом 12 тонн, защищенные броней толщиной 15-20 мм и вооруженные 37-мм пушкой и двумя пулеметами. Экипаж «танка» составлял 4 человека. Ожидая официальной поддержки от Военного министерства, 20 декабря 1915 года Этьен встретился в Париже с Луи Рено и предложил ему заняться производством подобной машины, но знаменитый конструктор не проявил к танку особого интереса.

Позднее, в 1917 году, Рено все же занялся танками и создал знаменитый «Рено» FT-17, а в 1915 году разочарованный Этьен обратился к конкуренту Рено в фирму «Шнейдер», где впоследствии был разработан танк CA-1 «Шнейдер».

Проекта Этьена пролежал без дела до середины 1916 года, когда, очевидно, Луи Рено, у которого остались наброски Этьена, решил попытаться продвинуть этот танк в России через филиал своей фирмы.

Российское военное ведомство тогда начало «зондировать» военные предприятия союзников на предмет закупки не только бронеавтомобилей, но и танков. На этом фоне предложение «Русского Рено» выглядело весьма заманчиво, но из-за своей непроработанности (вероятно, оно сопровождалось лишь эскизом) не вызвало активного интереса ГВТУ.

Однако ГВТУ все же переадресовало предложение «Русского Рено» Комиссии по броневым автомобилям, которая на том же заседании 19 августа отложила свое заключение о «бронированном тракторе» до получения более подробных сведений.

Сведения, видимо, так и не поступили, и в ворохе проблем военного времени о предложении забыли и ГВТУ, и «Русский Рено». Вместо этого весной 1917 года была достигнута договоренность о поставке в Россию 390 французских танков CA-1 Шнейдер, но после более детальной оценки их боевых возможностей в сентябре был сделан выбор в пользу легких FT-17. События 1917 года, развал армии и общая дезорганизация власти не дали этим планам воплотиться в жизнь.


Художественная реконструкция возможного внешнего вида танка Рыбинского завода (на основе чертежей из книги В.Д. Мостовенко «Танки», 1956 год)Художественная реконструкция возможного внешнего вида танка Рыбинского завода (на основе чертежей из книги В.Д. Мостовенко «Танки», 1956 год)


Тем не менее, так называемый «танк Рыбинского завода», будучи построен, был бы вполне адекватной для своего времени машиной. По большинству параметров (бронирование, вооружение, скорость) танк вполне соответствует машинам, применявшимся в Первой мировой войне. Более того, есть основания предполагать, что 200-сильный двигатель обеспечивал бы машине даже большую подвижность, нежели 12 км/ч. Но его наброски, видимо, исчезли из поля зрения инженеров и не оказали никакого влияния на дальнейшее танкостроение в СССР. Остались лишь упоминания о том, что Рыбинский танк существовал в эскизах или даже в проекте.


Из различных источников
Поделиться
Комментировать