Скончался Сигурд Оттович Шмидт

Известный историк Сигурд Шмидт умер 22 мая на 92-м году жизни. Он родился в 1922 году в семье легендарного географа Отто Шмидта и литературоведа Маргариты Голосовкер. В 1944 году окончил исторический факультет МГУ. 

С 1949 года и до конца жизни преподавал в Российском государственном гуманитарном университете (бывший Московский историко-архивный институт). Одновременно с 1956 года работал в Институте российской истории РАН (ранее Институт истории АН СССР). Доктор исторических наук, профессор, член Российской академии образования, заслуженный деятель науки РФ, советник РАН. Автор 500 научных трудов по истории допетровской Руси, истории культуры, археографии и др.

Сигурд Оттович Шмидт

Фото: ИТАР-ТАСС

Но самое значимое его достижение — создание собственной источниковедческой и исторической школы. Эта школа, продолжая великие историографические традиции (Шмидт был учеником выдающегося советского историка М. Н. Тихомирова, в свою очередь учившегося у С. В. Бахрушина — ученика знаменитого В. О. Ключевского, которого в 1865 году благословил на университетскую карьеру С. М. Соловьев), в то же время продвигала новаторские идеи. В ней зародилось так называемое живое источниковедение, когда исторический документ рассматривался не только в контексте конкретной исторической эпохи, но и в связи с другими эпохами и культурами. Это стало возможным благодаря энциклопедической образованности Шмидта. Как и в любой научной школе, здесь царил дух свободы и демократизма. Студенческий кружок, который Шмидт вел начиная с 1949 года, посещали и его выпускники, становившиеся маститыми учеными, такие как членкор РАН С. М. Каштанов, автор фундаментального вузовского учебника по русской дипломатике.

От отца Шмидт унаследовал талант организатора науки. Это проявилось в том числе в возрождении краеведческого движения в России. Шмидт любил вспоминать о «золотом веке» краеведения — 20-х годах XX века, когда краеведами по идеологическим причинам стали многие русские ученые, а возглавил это движение сам В. И. Вернадский. Но в годы «великого перелома» краеведение дворянских и купеческих родов было разгромлено и замещено «историей фабрик и заводов». В результате если в общеисторических школах разрыва в 1930-е годы не произошло, то многие темы местной истории на долгие десятилетия стали белыми пятнами. Великолепный знаток старой Москвы и ее жителей, Шмидт не мог смириться с этой утратой. Он был убежден: патриотизм начинается с любви к малой родине, и всегда повторял, что краеведение может стать нашей национальной идеей. Правоту этой мысли отчасти подтверждает история созданного им в 1990 году Союза краеведов. Несмотря на лишение этой организации государственной поддержки в середине 1990-х годов, она по сей день ведет активную деятельность, располагая не одним десятком мощных региональных отделений. А энергии самого Шмидта в последние годы жизни хватило еще и на то, чтобы заразить краеведением школьников и возглавить жюри Всероссийского школьного конкурса «Человек в истории. Россия — XX век».

Эксперт

Поделиться
Комментировать