Ярославцы почтили память погибших минутой молчания

Несмотря на круглую дату, на воинском мемориале в Ярославле сегодня решили обойтись без пафосных речей. Тишину нарушал только стук метронома во время минуты молчания. Тем, кто встречал утро 22 июня в своих городах и сёлах в далёком сорок первом, сражался на фронте и трудился в тылу, - сегодня уже за восемьдесят. К сожалению, участников войны с каждым годом становится всё меньше. Но те, кто еще с нами, навсегда запомнили этот день. Вилорий Лисовский на фронт попал лишь под Рождество 43-его. Как и многие – рвался в армию раньше. Но летом 41-го вместо военкомата его с товарищами отправили на работы в колхоз. Тогда Вилорию Васильевичу было всего 15 лет.
"Я жил напротив "Гиганта" - красные автозаводские дома. А на месте 20-го дома стадиончик был – там летом в футбол играли, а зимой каток заливали. И ещё перекладина, бревно. Вот я на перекладине и крутился. Вдруг прибегает товарищ, говорит: "Молотов выступает, война началась!". Я кувырком с турникета и домой. Но захватил, конечно, уже конец наступления", - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Вилорий Лисовский.
А вот брат Алевтины Васильевны Коротковой в 43-м уже погиб на фронте. После войны женщина долго не могла найти место его последнего боя. Несколько лет работали и с военкоматами и архивами. И в прошлом году поиски увенчались успехом. Борис Васильевич Солунин нашёл последнее пристанище в Белоруссии.
Ярославль, хоть и находился в прифронтовой зоне, ощутил все тяготы войны. За четыре года на фронт отправились около 600 тысяч наших земляков. Домой не вернулся каждый третий. Рисковали жизнью и оставшиеся в городе.
Многие старожилы помнят бомбардировки Ярославля. Налёты вражеской авиации начались буквально с первых дней войны и продолжались до 43-года. Основные удары пришлись на шинный завод, железнодорожный мост, станцию Всполье и на центр города. Участок улицы Чайковского разрушили почти полностью. А уже после войны разбили сквер, и в 1975 году установили памятную стеллу.
Юрий Николаевич Куваев помнит бомбёжки города. Но ещё более страшными были авианалёты на его родной Ленинград. Семилетним ребёнком его по льду Ладожского озера эвакуировали "на большую землю". Так весной 42-го он оказался в Ярославле. Признаётся, что детство для них закончилось с началом войны.
"Мы такие бомбёжки пережили в Ленинграде! Рушились целые дома и кварталы, погибали целые семьи. Сегодня мы виделись – а завтра этой семьи нет. Десятки, тысячи человек гибли буквально каждый день", - говорит председатель совета ЯООО "Жители блокадного Ленинграда" Юрий Куваев.
Сегодня ветераны проводили встречи с молодёжью, а самих победителей чествовали представители власти, нынешние защитники отечества и совсем ещё маленькие ярославцы. Которые, благодаря своим дедам и прадедам никогда не знали, что такое война.
ГТРК "Ярославия"
Поделиться
Комментировать