Зона свободного полета

Теперь летать в ней можно без особых разрешений

С понедельника в России вступают в силу принципиально новые правила использования воздушного пространства. В них, наконец, прописан порядок применения "беспилотников", рассказал глава Росавиации (Федерального агентства воздушного транспорта) Александр Нерадько на пресс-конференции в медиа-центре "Известий".

Но самое главное - теперь весь "воздух" будет разделён на три зоны: А, С и G (по правилам фонетического алфавита Международной организации гражданской авиации - ИКАО - они звучат как "альфа", "чарли" и "гольф"). В первых двух, самых высотных, смогут летать только магистральные авиалайнеры. Зато в зоне G правила полётов теперь значительно упростятся. Если раньше для самого недалёкого перелёта на "кукурузнике" требовалось получать отдельное разрешение, то теперь достаточно за час до вылета уведомить Госкорпорацию по организации воздушного движения (именно там работают все гражданские авиадиспетчеры в нашей стране) по телефону или через специальный сайт в интернете. Это приведёт к быстрому росту популярности полётов на малой авиации, считают эксперты. Но сами потенциальные потребители таких услуг смотрят в небо с опаской.


Если быть точным, то с 1 ноября вступает в силу постановление правительства №138 от 11.03.2010 "Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства России". И это, ни много ни мало, "даёт импульс для развития малой авиации", объявил глава Росавиации. Что же в них такого революционного?
По новым правилам всё воздушное пространство в стране делится на три класса. Зона А простирается от 8100 метров и выше. Летать там могут только магистральные лайнеры по воздушным трассам, по приборам и под контролем авиадиспетчеров. Зона С расположена на высоте от 8100 метров и ниже. Там тоже можно летать только по приборам и под контролем диспетчеров. Для этих зон ничего не меняется -- для полётов там нужно будет получать официальное разрешение, а заявку направлять по специальным выделенным каналам не позже, чем за сутки до вылета. Но нас с вами это никогда не касается, потому что пользуются этими зонами только авиакомпании.
Зато зона G появилась в России впервые. Простирается она от земли, а её потолок варьирует от 300 метров в районе московского авиаузла до 4500 метров в безлюдных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Понятно, что "сделана" эта зона для небольших самолётов вроде "кукурузника" или его американского собрата Cessna.
Чтобы побывать в зоне G теперь достаточно позвонить по указанным на сайте Госкорпорации ОрВД телефоном или заполнить карту полёта в специальной форме. То есть просто указать откуда, куда и с кем летит данный вертолёт или самолёт. Правда, совсем без бюрократии и здесь не обошлось. Воспользоваться уведомительной регистрацией с 1 ноября смогут только те пилоты-любители, которые поставили в свои удостоверения отметку о том, что они ознакомлены с новыми правилами полетов.
Но и это уже заметный прогресс. Ведь раньше такие самолёты тоже летали, но разрешение оформляли минимум сутки. Теперь авиационные власти обещают в течении часа прислать по электронной почте подтверждение на вылет. Отказать могут только при попадании части маршрута в закрытую зону, обещает Нерадько.
Это начало пути, правила будут совершенствоваться и дальше, обещает глава Росавиации. Например, с 1 ноября число "постоянных опасных зон" (то есть, закрытых для полётов) сократится с 85 до 59, а число местных воздушных линий (их тоже надо облетать) - с 2209 до 510. На практике это значит, что лететь кратчайшим маршрутом по прямой можно будет чаще. 
Уведомительный порядок полётов - это хорошо, и чаще от этого биться самолёты не станут, говорят эксперты.
- Во-первых, останется большое количество зон вокруг городов, военных объектов, куда можно влететь, только получив разрешение диспетчера. Во-вторых, большинство "мелкой" авиации взлетает и садится с отдельных аэродромов далеко от населённых пунктов и никому там не мешают, - считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. - В принципе, Россия с её пространствами идеально приспособлена для малых авиационных аппаратов. Часто это не только быстрее, но и безопаснее.
Так что лет через десять число малых самолётов в России вполне может вырасти с нынешней тысячи до 100 тысяч. Для примера, в США таких аппаратов летает около 450 тысяч.
Как вам это
  Константин Затулин, директор Института стран СНГ, депутат Госдумы:
- На вертолетах я, конечно, летал. Но в собственности никакой авиационной техники не имею и приобретать не собираюсь. Использовать малую авиацию мне в жизни тоже не очень удобно. Предпочитаю и дальше обходиться более традиционными видами транспорта. Вы не совсем по адресу звоните - такой вопрос скорее заинтересует Абрамовича, а не меня.
  Сергей Суверов, член индексного комитета ММВБ:
- Еще на земле нет идеального порядка, не работают даже Правила дорожного движения. Мне страшно представить, что скоро будет твориться в небе. Так что надо посмотреть, как это будет выглядеть на практике. Думаю, удобство использования малой авиации - это больше вопрос инфраструктурного строительства. Между прочим, тема хорошо ложится в объявленную модернизацию российской экономики. 
  Алексей Голубович, председатель совета директоров инвесткомпании "Арбат Капитал":
- У меня был опыт таких полетов еще в 1990-годы, в основном на вертолетах в темное время суток, когда приходилось посещать нефтяные разработки в Сибири. Сейчас иногда берем с друзьями вертолет, чтобы ловить рыбу и охотиться. Обслуживать такую технику довольно сложно, число аварий относительно велико. Я использую вертолет, только если нельзя добраться по-другому. А к самолетикам я вообще испытываю большое недоверие. Мнение готов переменить только тогда, когда вся система станет достаточно развитой.
Известия.RU
Политический журнал
Поделиться
Комментировать