До этого времени здесь была только одна келия, в которой некоторое время жили затворниками преподобные Корнилий и Геннадий, после того, как они удалились из Комельской пустыни. Причиной ухода подвижников в дремучие Костромские леса был ропот Комельской братии на преподобного Корнилия за то, что он, будучи настоятелем, явно предпочитал Геннадия другим и особенно любил его за постоянные неутомимые труды, великое смирение и послушание. Вследствие этого преподобный Корнилий, для успокоения себя и братии, расстался с ними и ушел с Геннадием за 60 верст от Комельской пустыни, поручив обитель 12-ти братьям. добровольные изгнанники поселились в дикой пустыне Сурского озера. Здесь были бортные леса, принадлежащие великокняжеским крестьянам. Добрые и простые люди, посещая свои леса, заметили святых отшельников, полюбили их, построили им келии и делились с ними хлебом и медом. Так жили "подвижники любви" до 1529 года.
В этом году Великий князь Василий Иоаннович с супругою своей Еленой, путешествуя в монастырь Белоезерский и в окрестные ему, для богомолья о чадородии, достиг и пустыни Комельской. Не найдя здесь славного святостью жизни преподобного Корнилия, и узнав о причине его удаления, Великий князь вознегодовал на строптивую братию и тотчас послал своих служителей - просить преподобного Корнилия прибыть в Комельскую пустынь. Корнилий повиновался; с ним вместе явился и преподобный Геннадий. Великий Князь упросил преподобного Корнилия остаться в прежней основанной им обители, а Геннадию позволил устроить монастырь вновь заведенной подвижниками пустыне на берегу Сурского озера. Геннадий, получив благословение своего учителя, приступил к основанию монастыря. Своими руками очистив место на берегу, осушив это место четырьмя прудами Два из них были завалены к середине XIX века (Яр. Еп. Вед. 1866 г. № 24. С. 75) и колодцем, он при помощи новой братии, воздвиг деревянный храм Преображения Господня, к которому в последствии пристроен другой - теплый в честь преподобного Сергия Радонежского чудотворца. Так основалась обитель Спасо-Геннадиевская. Преподобный Геннадий преставился после болезни 23 января 1565 года.
Житие преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского вместе со службой ему написал игумен Спасо-Геннадиева монастыря Алексий, ученик преподобного между 1584-1586 годами. Он в наставлении к братии по поводу жития преподобного Геннадия, просит отвезти его труд к царю Феодору и митрополиту Дионисию. Вероятно, что игумен Алексий был уже в преклонном возрасте раз сам не смог приехать в столицу и вероятно по этой же причине тогда не состоялось широкое прославление преподобного Геннадия. В Костроме в 1628 году упомянута церковь во имя преподобного Геннадия. ("Храмы Костромы"? Русский библиографический словарь. М., 1914. С.395-396.) К житию автор приложил и духовное завещание и наставление, продиктованное преподобным Геннадием, "бе бо Геннадий не умеяше грамоте". В них Геннадий оставался верным завету своего наставника преподобного Корнилия: "приими древних святых отцов разум, терпение, любовь и смирение, более же молитву соборную и келейную и потрудись в подвигах нелицемерных". (В.О. Ключевский Древнерусские жития святых как исторический источник М., 1989 репр. С.303.)
В 1644 году при разборке старого деревянного храма произошло обретение мощей преподобного Геннадия. Тогда же, в середине XVII века, была составлена повесть об обретении мощей с двумя чудесами, помеченными номерами 17 и 18. По благословению святейшего патриарха Иосифа 19 августа стали отмечать праздник обретения мощей преподобного Геннадия. Прославленные цельбоносной силой мощи долго почивали в Преображенском храме открыто, но потом по неизвестным причинам и неизвестно когда сокрыты под спуд. (Яр. Еп. Вед. 1873г. №25 С. 202-203, ч. неоф.). В те годы состоялось прославление преподобного Геннадия. Служба с акафистом напечатана в 1861 году сочиненная Г. Карцевым и "пересочиненная" архиепископом Ярославским Нилом. В 1830-х годах игумен Палладий попытался осмотреть святые мощи. Когда начали разбирать кладку на месте раки, то случился сильный треск и трясение собора. Игумен и рабочие в страхе бежали из храма.
Вне монастыря были два дома в Ярославле, один в Любиме, гостиница, сзади два деревянных флигеля. По сведениям местных жителей в городе Любиме было Предтеченское подворье, где был храм св. прор. и Предтечи Иоанна. (Ныне занят частной пилорамой и столярным цехом).
После революции в начале 1920 годов обитель была силой разогнана, а все иконы и имущество вывезены в Ярославль под конвоем. Со слов местных очевидцев, когда везли раку преп. Геннадия (серебряная 8 пудов), то лошади встали на дыбы перед слободским мостом. Солдаты отказались провозить повозку, и взялся провезти один местный житель. Когда он начал стегать лошадей, то увидел стоящего на дороге перед ними преп. Геннадия. Этот человек сошел с ума, им овладело буйное беснование, и он умер в цепях.
Также местные слободские старожилы помнят очень старого архимандрита Афанасия, который был укрываем ими и похоронен в монастыре, но место его погребения неизвестно. С их слов, последний инок Спасо-Преображенского Геннадиева монастыря игумен Сергий несколько раз был в лагерях и тюрьмах общим сроком 40 лет. Последние три года служил в Введенском храме с Павловка. Умер в 50-х годах и похоронен в Любиме. В самом монастыре братское кладбище разорено.
Здания обители неоднократно взрывались. В настоящее время ограды не осталось, некоторые башни сохранялись до 1980 годов (в Ярославском музее имеются фотографии 1988 года). Братский корпус был использован под тюрьму, но ее расформировали, а корпус сломали. В Преображенском соборе пытались держать лошадей. Собор взрывали в 1961 году, однако стены и шеи глав его уцелели, а алтарь собора снесли тракторами в 1988 г. Алексеевский храм использовали под колхозную контору, а первый этаж под зернохранилище и склад ядохимикатов.
С одной стороны Алексеевского храма была сделана силосная яма, с других сторон, как и по всему монастырю, нарезаны тракторные колеи. Фруктовый сад вырублен в 1960-х годах, а колодец преподобного был завален.
В современных местных преданиях рассказывается о трех местах Любимского района, связанных с преподобным Геннадием. Одно из них Соколёна (пос. Соколиный), вблизи города Любима. Это место считается проклятым преподобным Геннадием, за то, что местные жители не дали основать ему на нем обитель и погнали преподобного.
В другом предании говорится, что однажды преподобный Геннадий попросил перевезти его через реку, а так как ему нечем было заплатить, местные Любимские жители сняли с него за это рукавицы. За такое жестокосердие преподобный Геннадий сказал так: "И не быть тебе Любиму и ни сытому и ни голодному". Город Любим с тех пор так и остался маленьким, не развивающимся городком.
Местные жители говорят, что у деревни Тимино есть источник, вода которого обладает целительными свойствами. В Тимино и окрестных селах этот источник называют - "Геннадиев". Считается, что он ископан преподобным. Старожилы помнят на этом месте часовню. Вода в этом святом источнике бьет с маленькой глубины множеством ключиков и не замерзает даже при сорокоградусных морозах.
Также в обители имеется надгробный камень, которому с давних пор поклонялись местные жители, и это надгробие имеет силу исцелять болезни. К сожалению, не известно кто похоронен под этим камнем.
В 1996 году была зарегистрирована община Спасо-Геннадиева монастыря. Ансамбль монастыря был передан комитетом по охране памятников истории и культуры Ярославской области в 1997 году. В описании числятся, в полуразрушенном состоянии - собор Спасо-Преображенский 1647г., церковь Алексея 1751г., колокольня 1715г.
В самом монастыре восстановлен колодец преп. Геннадия глубиной 12 метров. Над колодцем построен деревянный храм во имя св. преп. Геннадия. Под храмом находится вышеупомянутый целебный камень.
В настоящее время обитель восстанавливается.
Ярославская Епархия