Рыбинск остаётся позади, скрывается из вида и рыбинская ГЭС - то самое сооружение, ради которого был затоплен целый край. Путь лежит через шлюзы, впереди водохранилище, необъятные просторы, под ними сотни затопленных деревень. Ещё около часа в пути - и теплоход сбавляет скорость. Бакен чёрного цвета с номером М-1, невдалеке от Шумаровских островов и Рожновского мыса и есть ориентир - именно здесь когда-то располагался город с пятитысячным населением. О том, каким красивым, уютным и богатым был город Молога, рассказывают сегодня и сами мологжане. Валерии Александровне Капустиной было 15 лет, когда её семье пришлось покинуть родной город, и перебраться в Рыбинск.
Другие вспоминают рассказы родителей о том, как переезжали на новые места, строили плоты, на них сплавляли дома и всё имущество вместе со скотиной к новым местам. Многие дома, перевезённые из Мологи, стоят и до сих пор Окончательно Молога, деревни, монастыри и пашни скрылись под водой накануне войны, в 1941 году. В засушливые годы, когда вода несколько спадает, строения древнего города выступают над поверхностью. Бывшие жители хоть и начали свою жизнь с чистого листа, по сей день регулярно посещают родные места.
Потомки жителей города-призрака помнят рассказы о той патриархальной жизни, приговор которой был вынесен вместе со строительством Рыбинского моря. Уже несколько лет они совершают эти поездки, служат панихиду, отпускают на воду венки, для них это и человеческая трагедия, и утрата духовных ценностей.
Споры о целесообразности затопления, его экономическом эффекте продолжаются. На чаше весов оказались разные ценности. Мологжане с годами прижились на новых местах, но тем не менее, слёзы на глазах у многих наворачиваются каждый раз, когда речь заходит о затопленном крае.
Северный край