Стучите и обрящете

Богослов Андрей Кураев призвал родителей жаловаться на плохих учителей

Протодьякон РПЦ Андрей Кураев на прошлой неделе провел две лекции. Одну – для педагогов, которым предстоит преподавать четвероклассникам модуль «Основы православной культуры» (между прочим, его из курса «Основы религиозных культур и светской этики» выбрали более половины всех школьников области). Вторую, открытую, – для всех желающих ярославцев.

Как всегда, речи отца Андрея были чрезвычайно образными и метафоричными, наполненными шутками, анекдотами и сказками.

– Замечательная есть сказка про Курочку Рябу. Знаете? Нет, вы знаете только половину, но самое интересное дальше, – улыбается Кураев и начинает рассказывать.

По христианской версии сказки, страдания из-за разбитого яичка постигли не только деда и бабу, но и семью пономаря, который с горя порвал все церковные книги, семью дьякона, который порубил топором все иконы в храме, и семью попа, который поджег церковь.
Кураев рассуждает: это нам кажется, что сказка жестокая, а русские мужики считали ее смешной. В чем юмор? В том, что персонажи сказки – традиционные носители нравственных норм – ведут себя совершенно аномально.
– Замените попа на ламу, и весь юмор исчезнет, ведь русский мужик не знает, как ведет себя лама. Может, он всегда такой, и тогда это уже не смешно, – говорит Кураев.
Суть в том (и лектор напоминал это аудитории неоднократно), что культурные сценарии у народов разные, и невозможно понять человека, не приняв его сценарий.
– Кавказцу нормально реагировать на оскорбление, достав нож. Это кажется непонятным представителям других культур, но в том и есть задача учителя – объяснять, – сказал он.
Причем объяснять корректно.
– Должна быть интонация благожелательного рассказа со стороны. Цель занятия – не показ вашего личного отношения к теме урока и его материалу, а презентация той или иной духовной традиции, – объяснил священник педагогам. – Тут нельзя говорить: «наши праздники», «наш господь Иисус Христос». Это слова, которые могут поставить под угрозу весь наш федеральный проект. Придет ребенок домой и скажет: а вы знаете, мы сегодня в классе молились, так здорово! Родитель возьмет и напишет письмо в Министерство образования и науки, а Фурсенко только того и ждет, чтобы проект закрыть!
Кстати, некоторые священники считают, что представители конфессий должны тестировать учителей, которые будут преподавать основы культуры их религии. Кураев с такой позицией согласен.
– Дело в том, что учебник – это лишь 25 процентов от урока. Остальное – творчество учителя. И действительно, есть риск, что педагог, плохо знакомый с темой, пойдет в просторы интернета искать информацию. А там наткнется на сектантское учение и не сумеет отличить его от истинного, – высказал он свое опасение.
Второй важный принцип преподавания курса – говори о своем, не ругая чужого.
– К сожалению, не все шесть учебников придерживаются этого правила. Например, в «Основах светской этики» есть такое задание: кто из персонажей Пушкина в «Сказке о попе и работнике его Балде» злой, а кто хороший? – приводит пример Кураев.
Учебник по этике вообще подвергся жесткой критике с его стороны.
– Там есть такая замечательная фраза, я помню ее наизусть: «Жизнь человека имеет особую ценность, именно люди умеют строить города, выводить новые сорта растений и новые породы животных. Все это заставляет ценить жизнь человека». Понимаете? Человек ценен потому, что он выводит новые породы животных!
Он подчеркнул: главным критерием эффективности преподавания курса станут не оценки, а бесконфликтность детей в школе.
– Как говорит персонаж Леонида Куравлева в фильме «Афоня», отсутствие жалоб со стороны населения – это лучшее вознаграждение. Чтобы не было детских слезок, чтобы никто не почувствовал себя изгоем – вот чего нам надо добиться.
А на вечерней лекции Кураев обратился и к родителям, чтобы они контролировали процесс обучения ребенка и пресекали любые проявления клирикальности (несветскости) учителя или его агрессии по отношению к другим культурам и религиям.
– Я очень прошу родителей: стучите! Снабжайте ребенка диктофоном, если угодно, расспрашивайте у него после урока, что им говорил учитель. Нужен не только министерский контроль, но и общественный, – заявил Кураев.
Екатерина АБРАМОВА
"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать