Успенский кафедральный собор. Святыни, люди, события…

В этом году исполняется пять лет с момента освящения Святейшим Патриархом Кириллом Успенского кафедрального собора.
 Этот собор был построен на месте разрушенного при большевиках соборного храма. Сейчас вполне обыденно звучат слова «этот храм построен на месте разрушенного». К сожалению, в нашей родной истории это не редкость. Мы сначала ищем в своей жизни какой-то духовной опоры и душевного успокоения, находим, обретаем веру. Она нас окрыляет, и мы готовы меняться сами и менять все вокруг себя, любить и быть любимыми. Но спустя годы не находим в себе тех душевных сил, которые бы помогли пронести эти ростки доброго и прекрасного по пути жизни, не говоря уже о том, чтобы поделиться с другими. Приходят новые поколения – наши потомки, и ломают все до основания, чтобы потом, спустя несколько десятилетий опять начинать созидать по-новому.


История Успенского собора, точнее всех пяти храмов в честь Успения Пресвятой Богородицы, которые когда-либо строились на этом месте, – это целая летопись, в которой переплетаются судьбы людей и события из жизни Ярославля и ярославской провинции, а в какие-то моменты и всего государства.

Удивительно, как каждый из пяти храмов раскрывал и характеризовал соответствующую эпоху. И каждый приличествовал тому времени, в котором создавался, отвечал нуждам и запросам людей.

 

Люди

 

Константин Всеволодович – ростовский князь, по воле которого и начал строиться каменный Успенский храм в Ярославле. Это было в 1215 году. Он думал о том, чтобы сделать Ярославль центром самостоятельного княжества. Так и случилось. Только первым ярославским князем стал сын Константина Всеволодовича – Всеволод Константинович. А выстроенный князем храм радовал ярославцев до 1501 года, когда страшный пожар уничтожил здание «по самый церковный порог». Кстати, в памяти народной князь Константин Всеволодович именовался не иначе как «мудрый» или «добрый». Под управлением князя в пределах Ярославской земли находились города Ярославль, Ростов, Углич, Молога. Когда в 1211 году сгорел почти весь Ростов, князь сразу приехал в город, вернувшись из Владимира. Его любовь к городу и забота о нем были удивительны. Князь прилагал большие усилия для того, чтобы сохранить неделимой Ростово-Суздальскую землю и сделать сам Ростов Великим, Великим не только по древности, но и по старшинству перед Владимиром.

Великий князь Василий III принимал участие в возведении второго Успенского собора, который отстроили по царскому указу в 1506 году, спустя некоторое время после того, как князя Василия объявили Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем. Время строительства пришлось на период Русско-Казанской войны. Этот храм пережил эпоху Смуты. Но к середине XVII века храм оказался уже маленьким для растущего Ярославля.

Царь Михаил Федорович Романов, первый царь из династии Романовых, распорядился в 1642 году заложить новый каменный собор на новом месте. Спустя четыре года его построили, тогда же возвели и 55-метровую колокольню. Но простоял он двенадцать лет. Новый пожар уничтожил и город, и храм.

В строительстве нового, четвертого Успенского собора, принимали участие царь Алексей Михайлович и владыка Иона. Его строительство завершилось в 60-х годах XVII века. Этот собор жил более 270 лет, вплоть до времени сноса.

Строительство пятого собора началось в 2004 году при архиепископе Кирилле на средства мецената Виктора Ивановича Тырышкина. До настоящего времени Виктор Иванович принимал участие в восстановлении Спасо-Преображенского собора г. Рыбинска, Свято-Никольского женского монастыря г. Переславля-Залесского, многих храмов и монастырей по всей России. Иконы в иконостас нового собора писал иконописец Александр Михайлович Соколов. Он участвовал в восстановлении Свято-Данилова монастыря, написал список чудотворной иконы «Неупиваемая чаша», расписывал храмы вмц. Параскевы в с. Пятница Владимирской области, Иоанна Богослова в Москве, деревянный храм в с. Сукава Японии, а также храмы в США и Польше.

В 2005 году приснопамятный Святейший Патриарх Алексий II благословил воссоздание собора. В октябре этого же года митрополит (ныне — Патриарх) Смоленский и Калининградский Кирилл освятил закладной крест на месте строительства, а уже в 2010 году Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение соборного храма.

 

Святыни

 

Мощи Василия и Константина Всеволодовичей. Обнаружены они были чудным образом в XVI веке. После пожара, случившегося в соборе в 1501 году, принялись расчищать завалы. Тогда и обнаружили святыню. Предание свидетельствует о том, что после того, как местные жители пожелали перезахоронить найденные мощи, поднялась буря и успокоилась, когда мощи оставили на берегу Волги. После завершения строительства их перенесли в собор.

Святые благоверные князья Василий и Константин Всеволодовичи были родные братья и княжили один после другого в Ярославле в XIII столетии. Еще в юности они лишились отца Всеволода, павшего в битве с татарами. Василий наследовал престол отца. Он правил как христианин, строя храмы, заботясь о подданных, не вступая в распри с князьями. После смерти Василия престол наследовал Константин. Он пал на Туговой горе, защищая город от татар в 1257 году.

Особенно в соборе почитались две иконы Божией Матери – Ярославская и Смоленская. Ярославская икона принадлежала святым благоверным князьям Василию и Константину.

В 2011 году при митрополите Ярославском и Ростовском Пантелеимоне в Успенский собор были перенесены мощи святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина. Князь Феодор и его сыновья жили в XIII-XIV веках. Церковное почитание святого князя Феодора началось сразу после его смерти. В 1322-1327 годах по благословению и заказу епископа Ростовского Прохора в память святого Феодора было написано и украшено миниатюрами знаменитое Феодоровское Евангелие. Мощи святого князя Феодора и чад его, Давида и Константина были обретены в Ярославле, в Спасо-Преображенском монастыре, 5 марта 1463 года.

 

События

 

Успенский собор вместе со своими прихожанами пережил не одну историческую катастрофу. Само строительство храма начиналось накануне монголо-татарского нашествия, обескровившего Русь. Не один набег пришлось пережить и Ростово-Ярославской земле. После того, как орда откатывалась, приходили сборщики дани, настойчиво погружая жителей Руси в данническое рабство. Удивительно, как до последнего вздоха сопротивлялись князья этому изматывающему народ давлению, как они не принимали сознания раба.

Святой князь Василий неоднократно ездил в Орду как самостоятельно, так и с князьями Ярославом и Александром Невским. Князь Константин вместе со своей дружиной дал бой татарским отрядам, подошедшим к Ярославлю. Он принял в этом бою мученическую кончину, но жизнь свою он отдал за веру и за православный народ.

Святой князь Феодор долгое время жил в Золотой Орде. Тогда уже там стараниями благоверного князя Александра Невского была учреждена епархия. В Орде князь Феодор женился на дочери хана, принявшей крещение, в Орде родились его сыновья Давид и Константин.

Много испытаний на долю ярославцев выпало и в Смутное время. Ярославль временно, на несколько месяцев, стал столицей государства. Здесь же ко второму ополчению присоединялись целые города с уездами, Поморье и Сибирь. Сохранились свидетельства о том, что в 1612 году в соборе митрополит Кирилл благословил Димитрия Пожарского на поход на освобождение Москвы.

В 1788 году храм стал кафедральным – центр епархии переместился из Ростова Великого в Ярославль. С этого времени начинается эпоха реконструкций и перестроек. В 20-е годы XVIII века к храму пристроили западную паперть, спустя почти век к южной стене пристроили храм в честь князей Василия и Константина. Только в конце XIX века этот придел объединили с западной папертью. Была выстроена и новая колокольня, ее сооружение завершилось в 1836 году. Автор проекта архитектор А. И. Мельников – он известен как автор Казанского собора ярославского Казанского женского монастыря, Спасо-Преображенского собора и Крестовоздвиженского храма в Рыбинске. В 1844 году купола собора первыми в городе покрыли золотом.

Еще один период Смуты – революционный переворот 1917 года. Менялись все устои жизни, менялись ценности, мир становился другим. Буквально за каких-нибудь несколько лет те люди, которые ходили крестными ходами, пошли закрывать храмы, срывать кресты с куполов и колокола. Неужели так быстро и легко можно потерять веру? Или же число людей, аморфных в религиозной жизни, находящихся внешне в Церкви, но далеко отстоящих от духовной жизни внутреннее, было значительно велико? Или же по-настоящему верующим человек становится только тогда, когда выстрадает свою веру, когда потерпит хоть малую толику и будет искать встречи с Богом как самой главной встречи в своей жизни?

Сначала собор пострадал во время расстрела антибольшевистского восстания в 1918 году. Затем храм был отдан под биржу труда, позже в нем размещались склады. В августе 1937 года собор взорвали, а на его месте разбили городской парк культуры и отдыха. Что может быть лучше идеи культурного и просвещенного быта? Кто захочет вспоминать о куполах и крестах, когда на берегу Волги можно отдохнуть всей семьей, гулять под сенью деревьев, наслаждаться видом и организовывать досуг?.. Ну и пусть это только иллюзия культурного и просвещенного…

Прошла и эта эпоха. Освящен новый Успенский собор, хотя еще до конца не завершено его строительство и ведутся работы в цокольном этаже, еще нет колокольни. Но храм есть, и продолжает совершаться Божественная литургия на этом святом месте, и есть те люди, которым этот храм дорог.

 

Монахиня Екатерина (Парунян)

Поделиться
Комментировать