Холодные отношения
14 марта 2011 ●
Ольга ПЕТРЯКОВА
Предоставление коммунальных услуг жителям Ярославля абсолютно непрозрачно
К такому выводу подтолкнули разразившиеся почти одновременно скандалы, связанные с попытками ТГК-2 доначислить горожанам 46 миллионов рублей за тепло по итогам прошлого года и непризнанием компанией своей вины в февральском недотопе.
А был ли мальчик?
Управляющие компании, выполняя требования ТГК-2, взялись произвести перерасчет за тепло по итогам прошлого года. В результате жителям города пришлось бы доплачивать за якобы сверхнормативное потребление в общей сложности порядка 46 миллионов рублей. Но вмешалась прокуратура.
– Создана рабочая группа из представителей правоохранительных органов, технических специалистов и департамента городского хозяйства мэрии областного центра, которая проверяет обоснованность этих доначислений, – сообщил помощник прокурора Ярославля Александр Чеховской.
По его словам, у прокуратуры есть опыт по защите населения от подобных переплат.
Но у каждой батареи прокурора не поставишь! Проблема в том, что предоставление коммунальных услуг сегодня прозрачным никак не назовешь. Это лишний раз подтвердил февральский недотоп, когда в различные инстанции хлынул поток жалоб ярославцев на холод в квартирах, детских садах, школах. Мерзли люто – например, моя семья в эти дни окоченела настолько, что чуть было в полном составе не впала в зимнюю спячку.
А ТГК-2 уверяет, что грели как полагается.
– В течение всего зимнего периода комиссия ТГК-2 проверяла состояние теплоснабжения в городе, выезжала по жалобам населения на снижение температуры в квартирах, – заверяет пресс-секретарь главного управления ТГК-2 по Ярославской области Екатерина Попова. – Случаев снижения нормативной температуры в квартирах по вине ТГК-2 отмечено не было. Результаты проверки показали, что либо жалобы не соответствовали действительности, и градусник показывал, что все в норме, либо во внутридомовых системах теплоснабжения обнаруживались дефекты, которые предписано устранить жилищным управляющим компаниям.
В общем, теплоснабжающая организация отвечает на сыплющиеся обвинения в том, что она недодала пару, в духе классической фразы: «может быть, мальчика-то и не было?».
Газ обрезали
– Сейчас мы выясняем причины февральского недотопа, – рассказывает Александр Чеховской. – Сразу скажу, в каждом отдельном случаи они могут быть свои.
Например, обнаружился участок муниципальной теплотрассы длиной всего 100 метров, в котором из-за отсутствия теплоизоляции происходило резкое охлаждение воды в трубах – аж на 18 градусов. Понятно, что батареи в домах такая вода не могла по-настоящему согреть. Или еще случай – затопило подвал многоэтажки на Суздалке. Он парит, как долина гейзеров, а в квартирах – «ледниковый период».
Впрочем, это скорее частные случаи. Системным же можно считать температуру теплоносителя, которая, по предварительным данным, была гораздо-гораздо ниже тех 120 градусов, до которых ТЭЦ и котельные должны нагревать в такие холода воду, циркулирующую в системе отопления.
– Сейчас рано делать выводы, но вопросы к ТГК-2 есть, – констатирует директор департамента ЖКХ и инфраструктуры области Александр Лебедев. – Температура теплоносителя в февральские морозы была 90 градусов, что является серьезным отступлением от температурного графика.
По мнению Александра Николаевича, причиной может быть неожиданно введенное «Газпромом» ограничение поставок голубого топлива теплоснабжающим организациям и выданное им указание перейти на резервные виды топлива. А это уголь с очень низким КПД и чрезвычайно дорогой мазут.
– Действительно, 15 февраля «Газпром» ввел так называемый «график №1», предусматривающий ограничение поставок газа 45 регионам России, в число которых вошла и Ярославская область, – подтвердил заместитель генерального директора по реализации газа «Межрегионгаз-Ярославль» Павел Яблонский. – Ставилась задача не допустить в морозы разбалансирования газотранспортной системы страны из-за повышенного спроса, высвободить часть объемов газа.
По его словам, лимиты для нашей области во второй половине февраля-начале марта были существенно урезаны. Список расположенных на ее территории ТЭЦ и котельных, которым надлежало задействовать резервные виды топлива, занял более шести страниц. Не все это указание выполнили. У одних резервное топливное хозяйство ветхое. Другие не сделали с осени запасов. А третьим не хотелось загонять себя в финансовый тупик, ведь в тариф на тепловую энергию заложена цена мазута 8411,04 рубля за тонну при фактически сложившейся на конец января – 9600 рублей. Ножницы цен на солярку еще острее – 15429 рублей за тонну цена нормативная, 25500 – фактическая.
Обидно!
Среди добросовестно выполнивших предписания газового монополиста – ТГК-2. Наверное, при ее-то количестве генерирующих мощностей иного не дано. А в результате заверения газовиков о том, что ограничения поставок газа коснутся только промышленных потребителей, а ЖКХ и население от этого лишь выиграют, оказались тонким иезуитством.
– Электростанции Ярославского управления ТГК-2 были вынуждены использовать уголь и мазут в связи с резким ростом спроса на тепловую и электрическую энергию в период февральских холодов, – отметила Екатерина Попова. – Объемы сжигаемого резервного топлива в феврале превысили январские показатели более чем в 4 раза.
Несмотря на это, по словам Поповой, отпуск теплоносителя с источников тепловой энергии ТГК-2 осуществлялся по нормам, установленным постановлением Правительства РФ №307 о порядке предоставления коммунальных услуг. В чем эксперты сомневаются, поэтому отчеты энергетиков сейчас скрупулезно изучает специально созданная комиссия. Ее выводы поставят точку в вопросе – кто виноват в февральском недотопе? И будет ли за него произведен перерасчет платежей населения?
– Социальная сфера и население не должны были почувствовать ограничения поставки газа, – уверена заместитель директора департамента городского хозяйства мэрии Ярославля Ольга Югова. – А у нас масса актов о низкой температуре в учебных классах школ, больничных палатах, в детских садах, не говоря уже о квартирах ярославцев. Но самое главное, газовики ввели график №1 в середине февраля, а жалобы на недотоп пошли потоком с начала месяца.
Так или иначе, приходится признать: взаимоотношения поставщиков и потребителей коммунальных услуг по-прежнему базируются не на доверии, а на прокурорской ретивости.
Ольга ПЕТРЯКОВА
"Ярославский Регион"