Поможет ли генплану «пешая география»?

Судьба городских окраин – проблема не менее важная, чем бережное отношение к историческому центру Ярославля Вступил в действие новый генеральный план Ярославля, определяющий комплексное развитие города на два десятилетия вперёд. В социально ориентированном обществе конечная цель развития и его адрес – человек и гражданин, его безопасность, здоровье, долголетие, семейное благополучие, раскрытие творческого потенциала личности. Именно на это в одном из своих недавних выступлений сделал акцент губернатор области Сергей Вахруков.
Поводы продолжить разговор на эту тему дала нашему корреспонденту, возможно, одна из самых необычных географических карт – «живая карта» Ярославля, представленная на выставке «Community/Сообщество» (другое её название – «Откуда ты?») в зале имени Николая Нужина по программе 4-го фестиваля идей развития города «Архитектура движения».
Карта не на бумаге – на видео, она в лицах, потому и живая. На девяти телеэкранах озвучена она голосами горожан, жителей всех шести районов Ярославля. Главными действующими лицами её стали старожилы и новосёлы городских окраин: учителя Галина Большакова с Резинотехники и Людмила Смирнова из Дядькова, молодая семья Беляевых, чета Гульцевых с «пятёрки», наш коллега, старожил Перекопа Алексей Корнеев, биолог Максим Клепиков со Среднего посёлка, уроженец Брагина историк Андрей Васильченко.
В течение всего лета сюжеты на тему «Откуда ты?» под руководством автора проекта Юлии Кривцовой снимали кураторы «живой карты» Наталья Николаева из регионального агентства творческих инициатив и кинооператор Александр Красулин. Для полноты картины интервью у всех желающих записывали на уличных опросах волонтёры – студенты ярославских вузов.
Вроде как без особого повода интересовались интервьюеры тем, где люди живут, почему именно здесь и был ли у них другой выбор, не чувствуют ли они себя «на отшибе» и что предложили бы, чтобы жизнь их семей повернулась к лучшему? И могут ли они – был ещё и такой вопрос – расправив плечи, сказать с гордостью: «Я с Липовой горы», «Я из-за Волги», «Я с Перекопа»?
Все ответы – в десятиминутных сюжетах, смонтированных для просмотров нон-стоп. Усаживайся, зритель, в зале у телевизора, включай настольную лампу на мониторе и – вперёд. Пешочком от всеми любимых набережных и бульваров старого посада к незнакомым тропам городских окраин – к брагинскому каменному гроту неизвестного происхождения, к уткам на прудах Петропавловской слободы, к «тёплым канавам» Ляпинки, сплошь уже заросшим, где когда-то гоняли на байдарках, купались при любой погоде.
Вперёд на Липовую гору, где линия горизонта за окрестными полями ещё не везде перегорожена новым строительством. Простор, лес, вода речная и прудовая, тишина, чистый лесной воздух – не ищите на «живой карте» такого чудака, кто бы всем этим не дорожил. Не потому ли среди героев видеосюжетов не нашлось никого, кто бы, живя, допустим, на Липовой горе или за Волгой, чувствовал себя отрезанным ломтем.
А старожил Дзержинского района Васильченко уверенно опровергает репутацию родного Брагина как спального пригорода. По плотности на душу населения социального сервиса, зелени во дворах и на уличных газонах, по количеству и комфорту мест общения Брагино давно уже сравнимо со старым посадом. А поскольку Ярославль продолжает развиваться сюда, в северную сторону, то со временем, по смелому прогнозу Андрея Васильченко, его кварталы окажутся в самом центре содружества городов Ярославля и Тутаева.
То прогноз на дальнюю перспективу, а кому чего не хватает сегодня – карта тоже объясняет самым наглядным образом. Тем же брагинцам не хватает хорошего зимнего бассейна и большой публичной библиотеки. «Пятёрке» не хватает такого современного кинотеатра, каким когда-то была «Волга». Жители заволжского Среднего посёлка не отказались бы и ещё от одного автобусного маршрута.
И всем окраинным территориям не хватает нормального благоустройства – урн для мусора, лавочек в скверах, плитки на износившихся тротуарах (о том не раз писал «Северный край»).
Под конец путешествия по «живой карте» Ярославля притормозили мы у монитора с
надписью «Перекоп». Вместе со старожилом посёлка текстильщиков Корнеевым в роли гида мы заново, с чувством пронзительной горечи, открывали для себя эту рабочую окраину, знавшую лучшие времена.
Сообща вспомнили: именно здесь Пётр Великий повелел обустроить новый центр древнего волжского города. Вкупе с Ярославской Большой мануфактурой заложили на осушенных болотах (те дренажи верно служат поныне) храм, парк с каскадом прудов. Позже на сетке регулярного плана фабричного двора и всей Петропавловской слободы появились и больница, и богадельня, и школы, и народный дом, и – ещё до революции – станция очистки воды.
Теперь после расселения ветхого жилья бывший фабричный посёлок (на снимке) пустует, зарастает, как и стадион у Петропавловского парка. Все красоты – на телеэкране, а что с этим делать, в принципе станет ясно любому, кто увидит берущий за душу перекопский сюжет.
Тему поддержал прямо у монитора архитектор Андрей Кремнёв. Свои предложения для «нового Перекопа» на выставке «Сообщество» отобразил Андрей в плакатной композиции. Обозначил их интернациональным термином из лексикона архитекторов «loft», что переводится как «преображение художественными средствами».
– Пустующие корпуса фабричного городка могут быть преобразованы, например, в студии для мастер-классов и выставочные залы по типу московского «Винного завода», – даёт автор комментарий к плакату. – Моя отправная точка – мануфактура. При сохранении традиционного производства предлагаю по старой планировке максимально восстановить фабричный двор и слободу. А для начала хорошо бы заросший и замусоренный Перекоп основательно почистить.
Что судьба окраинных территорий Ярославля – проблема для города не меньшей значимости, чем некорректная, небережная к исторической среде практика нового строительства в центре, подтвердили июньские публичные слушания по генплану.
Градостроители теперь публику не только слушают – стараются услышать. Из 96 предложений в генплан граждан и юридических лиц 88 были приняты. За что ратовали, видно по тому, какие появились в нём картосхемы – объектов здравоохранения, отдельно – строительства детских садов и центров дошкольного образования, спортивных сооружений. А карта водоотведения впервые дополнена перспективной схемой дождевой канализации, в обиходном лексиконе – «ливнёвки».
Так что есть надежда: как дополнение к публичным слушаниям и обследованиям статистиков оценены будут теми, кто принимает решения, и первые фрагменты «живой карты» районов города.
О том, какое у выставки «Сообщество» намечается продолжение, рассказывает автор проекта Юлия Кривцова:
– Попробуем вместе с горожанами, по их рассказам о местах любимых и нелюбимых, задокументировать портреты всех районов Ярославля. Особое внимание уделим бывшим рабочим посёлкам, где жизнь и сегодня, в общем, хуже, чем в историческом центре.
Выставка «Community/Сообщество» будет открыта ещё две недели. Уточнить подробности «живой карты» и дополнить её от себя сможет любой горожанин и после закрытия экспозиции – по электронному адресу автора проекта lift-project@ya.ru или на сайте нашего фестиваля идей развития города ARMV.ru.
Северный край
Поделиться
Комментировать