«А я им, наверное, нужен…» Михаил Яснов о поэте Юлии Симбирской

Везёт малышам Ярославля! Мало того что в Ярославле живёт Анастасия Орлова, о которой мы уже писали и чьи стихи для маленьких уже завоевали весьма большую аудиторию, – теперь к ней присоединилась её землячка Юлия Симбирская. Стихи Юли для детей (она уже второй раз была участницей ноябрьского фестиваля «Молодые писатели вокруг Детгиза») кажутся мне примечательным событием в нашей детской поэтической жизни. «А я им, наверное, нужен…» Михаил Яснов о поэте Юлии Симбирской.

Юля стала писать не так давно, книжек у неё пока нет, но постоянная и какая-то самозабвенная работа над стихами уже привела к тому, что у неё сложилась, на мой взгляд, полноценная рукопись неординарных, интересных и, что самое главное, неожиданных стихотворений. Юлия Симбирская – филолог по образованию и поэт по призванию, а филологическая закваска не проходит даром: отсюда игра в слова и диапазон поэтических наблюдений.
Одно из её первых стихотворений, что попалось мне на глаза, таким и оказалось – игровым и неожиданным:

– Какой чудесный попугай!
Ты сам слепил, сынок?
– Мам, здесь табличка, прочитай.
«Висёлый насарок».

Остроумие, как правило, требует краткости. И другие стихи Юлии не отличаются многословием, зато я обнаружил во многих из них то весёлую игру, то трогательный сюжет, то занятный разговор
о предметах и явлениях, которые что ни день окружают маленького ребёнка:

Папа вернулся
Из командировки.
Жмутся к сапожкам
Большие кроссовки,
Папина куртка
Мою обняла.
Тоже соскучились.
Ну и дела!

Мне кажется, в стихах для детей очень важна такая ненавязчивая трогательность, опосредованность, когда семейное тепло передаётся через вещь или предмет. Мир – соучастник детского счастья, и чем раньше ребёнок это поймёт, тем больше времени у него останется на собственные доказательства.
А доказывать – надо, иногда – от противного:

Ненужными стали игрушки:
Солдатиков горстка, две пушки,
Хромая лошадка, вагон без колёс.
Я сам их на дачу сегодня отвёз.
Сижу, ковыряю свой ужин.
А я им, наверное, нужен.

Поэтам редко удается ставить такие – с детской точки зрения – вопросы о мироздании. Вопросы и проблемы – дело в основном прозы. Как дело поэзии – воспитывать вкус, чувство меры и представление о гармонии. Тем более ценно, когда именно
поэту удается изящно и ненавязчиво привлечь юного
читателя (и даже ещё слушателя!) к вполне философским проблемам бытия:

В лесу на болоте
Вы клюкву найдёте.
В плетёной корзине
Домой принесёте.
Потом очень тщательно
Переберёте.
И сахар добавив,
Её перетрёте.
Когда вы вкуснятину
Эту лизнёте,
С любовью подумаете
О болоте.

Теперь уже легко сделать шаг от ироничного к серьёзному. А вот это, возможно, главное: то, что новое поколение детских поэтов спокойно и естественно впускает в свой мир и в мир читателя
взрослые темы и сюжеты. Может быть, это не совсем понравится тем родителям, которые хотят видеть в стихах в основном праздник и веселье. Значит, задачи детской поэзии расширяются: мы пишем не только для детей, но и для их мам и пап, которые тоже нередко нуждаются в добром, внимательном
и чистом поэтическом слове:

Незаметный дом у сердца
Без окошка и без дверцы.
Сердце спряталось надёжно,
Но его услышать можно.
День и ночь оно топочет.
Вдруг совсем уйти захочет?
Приложу ладонь к груди,
Попрошу: «Не уходи!»

Надеюсь, эти несколько стихов и комментариев привлекут ваше внимание к новому поэтическому имени: Юлия Симбирская.

САМЫЙ ПЕРВЫЙ

Вот малюсенький листочек,
В окруженьи толстых почек.
Самый первый! Он в разведке.
Он сидит на нижней ветке:
– Всё в порядке, братцы!
Можно распускаться!

САМОЛЁТ

Разбегаюсь и лечу.
За собою след черчу.
Есть и крылья и мотор.
Ну а неба – целый двор!

МУРАВЕЙНИК

Лес качает облака
На макушках сосен.
Муравей издалека
В дом хвоинки носит.
Через тысячу веков
Станет дом до облаков.

ВАРЕЖКИ

Поделился шёрсткой
Пудель после стрижки
И связали варежки
Одному мальчишке.
Каждую он гладит
По кудрявой спинке
И гулять выводит
Только на резинке.
(Чтоб не разбежались).

ЛОСЬ

Камушек соли
Для лося несу.
Лакомства нету
Такого в лесу.
Спрячет украдкой
Его за щекой,
Жмурясь и думая:
– Сладкий какой.

Журнал «БИБЛИОТЕКА В ШКОЛЕ» январь 2013
Сайт Дети & Книга
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе