Дерево без коры

Всегда приятно, опровергая слова Дмитрия Кедрина об обычае поэтов «вставши в круг, оплёвывать друг друга», порадоваться за творческие успехи братьев и сестёр по литературе.


А выход новой книги – это настоящий праздник. Особенно сейчас, когда подлинная литература где-то на задворках диапазона ценностей (или я сгущаю краски?).

Совсем недавно увидело свет «Дерево без коры» – первый полновесный сборник стихов ярославны Ольги Люсовой. Книга, выпущенная ИПК «Индиго», состоит из четырёх частей – трёх «блокнотов» и раздела «Мимо блокнотов. 2006 – 2009». Сама «дислокация» произведений действительно чем-то напоминает записные книжки. Встречаются даже отдельные строфы, хаотично разбросанные по страницам. Задумка автора – продемонстрировать живое поэтическое полотно – воплощена на редкость удачно. Лейтмотивом книги стали душевные переживания лирической героини.

Думается, первый «блокнот» – самый неровный по содержанию. В нём проникновенные строки соседствуют с откровенно провальными. Вот, например, цельные стихотворения «Мне снился сон: Земля пуста…» или «Возьми меня за руку…». Как изящно интимно звучат в последнем заключительные строки: «…по имени знал // Мою каждую родинку»! И тут же слабые места: «…Ищу слова. На помощь, мой суфлёр…» («Не заплатив, сижу в вагоне счастья…»), «Под звуки радиорекламы (…) На фоне пыльной панорамы» («Общежитие»).

Несмотря на такие «соприкосновения», уже в этих стихах можно ощутить всю остроту лирики Люсовой: «Отрубите мне правую руку, // Всё равно я умею писать...»

А между тем «Он мне вывихнул лопатки…», «…давлю опухшим пальцем  // Чуть дымящийся окурок (…) А окно уже открыто. Доползти бы». Эти эсхатологические метания продолжаются и во втором «блокноте». Не прекращается авторский монолог, или, точнее, мы читаем письма, которые никогда не дошли бы до адресата, не будь они стихами: «Видеть тебя // И глотать сердце…», «О тебе я писала так, // Что у неба сводило скулы…», «Выскуливать тебя у памяти…» и т. д.

Но вот останавливаешь взгляд на стихотворении «Смотри в глаза собачьи, сучьи…» – и понимаешь, что оно рождено не просто эмоциональным всплеском, а настоящей болью, которая «выговаривается» простыми словами: «Зачем так смотришь бабски, с поволокою? // Ни гордости, ни совести в тебе. // А знаешь, мне, сидящей около, // Совсем не по себе...»

Ключом к пониманию стихотворений из третьего «блокнота» можно считать эпиграф к нему – «Высуну язык, // На голову встану. // Левой пяткой – брык! // Просто я устала». Многие строки в «блокноте» словно служат ответной реакцией на терзающие лирическую героиню воспоминания о прежних чувствах: «Издалека, разбавленные ветром, // Доносятся печали отголоски...». Ей кажется, что теперь её жизнь – голубь, вкатанный в асфальт. Героиня не уверена в своём будущем. Её взор обращён к природе, но и здесь она замечает, что «Дневной свет исчерпан…», «…даже птица не присядет // На сиротливый чёрный крест…», а «Руки деревьев, как грабли, // Чешут затылок небес…». Иногда у автора вырывается: «Слягу, размякну и даже всплакну…». А в одном из лучших стихо­творений сборника «Мерно со скрипом крутятся времени жернова…» будто приговор оглашён: «Что от меня останется миру? Одна мука».

Но остаётся намного больше! Музыка стиха звучит… Она звучит в завершающей части книги – тихая, грустная. Сколько тут саморазрушающих признаний: «Я давно не пишу…», «Слепо ношусь кругами…», «Нет новой жизни…»! Настроения одиночества, пустоты, краха преобладают. Героиня хочет отправиться в дальний путь, она согласна жить в подвале, шептать стихи кроне сосны – лишь бы не оставаться одной! Она признаётся, что желала бы возвращения ветра, который поднимет новые волны чувств и даст окончательно прогореть углям прежних.

Многие стихотворения в книге читать сложно. Меньше тех, которые написаны небрежно, голос автора в них сбивчив, завершающие строки «провисают». Больше таких, после прочтения которых в горле встаёт ком… Их хочется читать ещё и ещё, поскольку они настоящие.
Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе