Если душа родилась крылатой

Творческий вечер аспирантки Ярославского педуниверситета Надежды Папорковой прошёл в городской Лермонтовской библиотеке. Устроительница встречи, бессменный куратор читательского клуба Лермонтовки делится своими мыслями о стихах молодой поэтессы.

В тот вечер мы смогли почувствовать, что поэзия и природа идут от одного первоначала: чистый тихий снег, укрывающий землю, и чистый тихий голос Нади в нашем зале разделены были всего-навсего оконным стеклом...  

Поэзия Папорковой так же естественна, беззащитна и внутренне сильна, как и любое явление нашей северной природы. Её стихи никогда не демонстрируют себя. Затронув каким-то непостижимо верным образом самую тонкую, чуткую струну в душе читателя, они в отзвуке этой струны как бы истаивают, растворяются в воздухе, поднимаясь к небу: «Всё тихо в тающей дали.//Лишь тонко-тонко плачут птицы,//И стаи странников земли//Грядут в небесные станицы.//Пусть слёзы падают в траву – //Их быстрый ветер вновь осушит.//Нам снится жизнь. Но наяву//Господь спасает наши души».

В поэзии Надежды живёт один постоянный образ, видимо, наиболее родственный её душе. Это образ птицы. «Если душа родилась крылатой...» – эти слова Марины Цветаевой, наверное, и о ней, Наде Папорковой. Но как сложно всё! Тонкие, но прочные нити любви, памяти, сострадания удерживают птицу на земле.

В одном её стихотворении есть такая удивительная строка: «Если ты можешь летать, то не двигайся»: «Как безнадёжно тепло в этой комнате – //Это смиренья родное тепло...//Так вот и хочется: «Помните, помните?» – //Спрашивать, глядя в стекло.//Если ты можешь летать, то не двигайся.//Знаю, сейчас позовут тебя все//Стороны света. Но пасмурный выдался//Вечер, умытый в росе.//Всё это может пропасть и не встретиться,//И не присниться – лишь дверь отвори...//Здесь замирает мой голос. Но светится//В сердце – полоска зари».

С этой трепетной любовью ко всему, что дано судьбой, связано и ещё одно замечательное свойство поэзии Надежды Папорковой. Я назвала бы его словами философа, врача и подвижника Альберта Швейцера: «Благоговение перед жизнью». И защита жизни. Защита именно женская: тихая, незаметная, но неколебимая. «В этом мире прекрасном, в прекрасной глуши -//Каждый тонкий росток велик» – пишет Надежда. А в другом стихе читаем о том, как «Больного голубя в бумажную коробку//На остановке спрятали ребята...//Им было жаль, что исцелить больную птицу//Не так легко, что жизнь непоправима,//Когда в коробке дольше часа не продлится,//И глядя в сторону, промчится мимо».

И вот пролетела зима, и мы волею автора снова оказываемся «В том месте, где прощальным следом птичьи лапки//Едва встревожили пригоршню снега». Эта маленькая голубиная жизнь – но вот ведь коснулась она сердца своим «прощальным следом». Это не сентиментальность – пронзительная человечность.

В одном из своих лучших стихотворений Надежда поднимается до просветлённого понимания своей судьбы и своего поэтического предназначения: «...Ты кутаешься в музыку без слов,//Дрожишь от ветра, плачешь, улыбаясь, – //Птенец озябший, спрятанный под кров//Скворечника... И горестней судьба есть,//И радо­стней судьба на свете есть,//И выше, и светлее... но иная.//А всё, что здесь – тебе от Бога весть://Небесный праздник и печаль земная».

И эти строки, написанные с редкой для молодой поэзии мудростью, и многие другие – тонкие, музыкальные, грустные и светлые – прозвучали в исполнении автора в зале библиотеки. Вместе с ней выступала поэтесса из Рыбинска, родного её города, Галина Лупандина. Прозвучали под гитару авторские песни как на её собственные стихи, так и на стихи главной героини вечера – слушатели проводили подруг аплодисментами понимания и благодарности.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе