Государство без летописей

Бюджетные деньги до сих пор тратятся на покупку сомнительной литературы для библиотек
В литературном сообществе разгорелся нешуточный скандал. Причина — сообщения ряда СМИ о том, что глава департамента по культуре Александр Кибовский потребовал изъять из столичных библиотек издания известных писателей и ввести «цензуру» на закупку книг. 
Фото: Руслан Шамуков/ТАСС


Сам Кибовский уже опроверг эту информацию и заявил, что выступает только против замены в библиотеках серьезной литературы на бульварные романы.

Как сообщили некоторые издания, на Совете городских библиотек 21 августа Кибовский потребовал изъять из библиотечных фондов «50 оттенков серого» Эрики Леонард Джеймс и «Голый завтрак» Уильяма Берроуза, а также наиболее популярные у читателей книги отечественных писателей Дины Рубиной, Дарьи Донцовой и Захара Прилепина.

Кибовский опроверг эту информацию. «Вопрос заключается вовсе не в том, чтобы убрать из столичных библиотек произведения известных на весь мир писателей. Разговор шел в первую очередь об оценке такому явлению, когда достаточно спорные произведения современных авторов закупаются за государственный счет в ущерб признанным классикам отечественной и зарубежной литературы», — заявил он.

И нельзя не признать, что проблема закупки книг для библиотек действительно существует. В некоторых регионах библиотеки из-за скудности местных бюджетов стоят на грани закрытия. Неудивительно, что заведующие предпочитают закупать бульварную литературу, чтобы хоть как-то привлечь читателей. Но какова польза будет от такого чтения? Получается, что в библиотеки народ придет, но ничего хорошего не почерпнет.

С другой стороны, как избежать цензуры? И кто будет определять, какие книги в первую очередь нужны библиотекам?

«СП» попросила прокомментировать ситуацию известных отечественных писателей.


Главный редактор «Свободной Прессы» Сергей Шаргунов:

— Многие современные библиотеки живут небогато. И при этом в некоторых полки заполняются, исходя из рыночного спроса в магазинах, случайным ширпотребом. Я не хочу дискриминировать «низкие жанры», но ясно и то, что произведения русской и мировой классики должны быть во всех библиотеках. Случается, что ветхие книги знаменитых писателей (Катаева, Трифонова, Распутина и так далее) сдают в макулатуру, а переиздания не приходят. В результате, библиотеки заполняются абы чем. Поэтому я полагаю, что закупки книг надо осуществлять спланированно, после открытого обсуждения в обществе. И дело тут не в идеологическом гнете, а в сохранении культурного наследия.


Роман Сенчин:

— Должен быть какой-то минимальный список закупаемой библиотеками литературы. Этот список может включать в себя и тысячи томов того, что мы называем русской и мировой классикой. В то же время должно быть и развлекательное чтиво. Я считаю, что даже районная или даже деревенская библиотека должна быть укомплектована по максимуму. Хорошие библиотекари хотят совместить Антона Чехова и Дарью Донцову, но проблема в том, что на всё сразу зачастую не хватает денег. Поэтому и нужен список того, что принято считать «жемчужинами» мировой литературы.

«СП»: — Часто классику списывают из-за ветхости книг…

— Есть книги, которые буквально зачитали до дыр. Конечно, очень хорошо, что к некоторым изданиям такой интерес. Но старые книги надо менять на новые. За этим государство, безусловно, должно следить. Тем более, сейчас много издается достаточно дешевой классики, которая даже в магазинах стоит недорого. Государство должно закупать книги и раздавать библиотекам, чтобы у них был набор известных произведений.

«СП»: — Любой список будут составлять люди, ориентируясь на субъективные предпочтения. Как отобрать всё-таки лучшие книги?

— Наверное, это вопрос, который не имеет ответа. Хотя есть литературный багаж, который всем известен. Начиная от «Слова о полку Игореве» и заканчивая Михаилом Шолоховым, Юрием Бондаревым и Валентином Распутиным.

«СП»: — Но совершенно любые книги могут попасть в библиотеки от негосударственных фондов.

— В этом нет ничего плохого, стоит только приветствовать. Мы, писатели, когда едем куда-то встречаться с читателями, обычно берем с собой книги, чтобы подарить их местных библиотекам. Это очень распространенная практика и один из популярных способов пополнения библиотек. Далеко не у всех библиотек есть средства, некоторые работники покупают книги за свои деньги.


Ректор Литературного института имени А.М. Горького Алексей Варламов:

— На мой взгляд, не надо противопоставлять библиотекарей и государство, надо пытаться совместить их усилия. Вполне логично, если часть книг будет закупаться по общему списку. Я бы предпочел, чтобы его составлял какой-то экспертный совет, куда бы входили люди с разными взглядами и убеждениями, но признанные в литературном сообществе. Таких людей собрать можно. Какую-то часть приобретаемых книг можно оставить на откуп заведующих в библиотеках, пусть они тоже решают эту задачу.

Самое главное — ничего не запрещать. Вот когда появляются некие «черные списки» книг, то это беда, ведь сразу делается реклама этим книгам. А что какие-то произведения могут быть рекомендованы, я не вижу ничего дурного. Государство имеет право интересоваться тем, что оно финансирует. С точки зрения здравого смысла это вполне логично.

«СП»: — Часто вместо списанных изданий классики покупают бульварные романы.

— Было бы странно, если бы кто-то сказал, что пусть Чехова не будет, но надо покупать бульварную литературу. Тут даже не о чем спорить.

«СП»: — У разных библиотек разные возможности.

— Мне представляется, что при любых количествах закупаемых книг должен быть баланс. Должна быть квота для классики, квота для современной серьезной литературы, имеет право быть и квота для развлекательных коммерческих изданий. Но точно не надо впадать ни в какую крайность.

«СП»: — Экспертный совет, который будет определять список закупаемых книг, будет принимать решение в соответствии со своими идеологическими предпочтениями.

— Я считаю, что идеологический раскол в литературном сообществе остался в прошлом. Если люди действительно разбираются в книгах, то независимо от лагеря, к которому они принадлежат, будут смотреть на вещи объективно. Думаю, что либералы не будут возражать против Валентина Распутина, прекрасно понимая его значение для литературы. Патриоты не будут возражать против Германа Гесса, Генриха Белля или Уильяма Берроуза. Когда мы находимся в поле серьезной литературы, писатели не конкуренты друг другу. Должно быть то и другое, консенсус может быть достигнут.


Михаил Елизаров:

— В этом деле нужен компромисс. Есть библиотеки такого уровня, где не может не быть объективности при выборе книг. Большие библиотеки хранят много изданий, туда идут поставки больших объемов современной литературы, соответственно, самой разной. Но есть библиотеки маленькие, где покупка книг зависит от вкусовщины отдельного библиотекаря. С другой стороны, государство тоже может быть претенциозным, в некоторой степени государство это абстракция. Поэтому надо, чтобы проблема решалась совместно государством и библиотеками.

Можно провести некую параллель с книжным магазином. Ассортимент зависит от директоров, которые ориентируются на рынок. В больших магазинах поэтому много разных книг, иногда они представляют из себя «помойку». Есть несколько элитных магазинов, где можно купить «умную» литературу, серьезную.

В библиотеках нет рыночных отношений, там не совершается покупок. Туда приходит читатель, который что-то ищет и, в принципе, должен найти книгу, которая ему нужна. Поэтому единые списки необходимы. Главное, чтобы в это дело не вмешалась коррупция.

Лучше всего, если часть закупаемых книг будет определять государство, а часть можно доверить библиотекарям. Скажем, всю классику XIX века надо, конечно, внести в единый список и поставить в библиотеки.
Автор
Андрей Иванов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе