Книжный мир-2015

Сегодня можно подвести итоги года в области литературы.
Понятное дело, что каждый обозреватель, который возьмётся за это нелёгкое дело, воссоздаст свою картину — в зависимости от того, каким контентом он себя окружил, что прочитал и о чём успел услышать, к какой литературной «песочнице» он принадлежит, по какую сторону баррикад находится. 
Фото: Кристина Кормилицына/Коммерсантъ


И всё получится смешно, потому что создадутся новые «мыльные пузыри» и новые дутые репутации.

Чтобы избежать всего этого, надо охватить как можно больше литературных центров и сказать исключительно о самом главном.

Это и попробуем сделать.



Поэзия

Начать, наверное, стоит с самой спорной категории — с поэзии. Никто так не разобщён, никто так не переругался между собой, как поэты. А между тем в каждом «лагере» выходят серьёзные книги, достойные самого широкого разговора.

В серии «Новая поэзия» издательства «Новое литературное обозрение» вышла книга Василия Бородина — «Лосиный остров». Его стихотворения звучат на первый взгляд несообразно с нашими представлениями о прекрасном. И скорее похожи на музыку, которую может воспроизвести на терменвоксе или смычком на пиле. И, тем не менее, это — музыка. И, тем не менее, — это стихотворения и стихотворения высокого класса.

В Нижнем Новгороде под конец года вышла долгожданная книга Алика Якубовича — «Быть». Поэт славен своей «акустической фотографией». Но не стоит путать ремесло фотографа и поэтическое ремесло. Мы говорим о последнем. Его поэзия — вневременная, извилистая и непременно меняющая настроение — создаёт резонанс в каждом читателе.

В издательстве «Воймега» среди появившихся в этом году поэтических сборников выделяется книга Леты Югай — «Забыть-река», полная фольклорных мотивов и формальных экспериментов. Так девушка, проехавшись с фольклорными экспедициями по русским деревенькам, попробовала поэтически обыграть те надписи, что встречаются на прялках. Получилось неожиданно хорошо.

А ещё, если продолжать разговор о формальных экспериментах, стоит сказать о «блэкаутах» Андрея Черкасова. Они появились в «Воздухе». (Больше, наверное, ни в каком другом «толстом» журнале появиться не смогли бы). Представляют собой замалёванные чёрными полосами чужие стихи с редкими сохранившимися отрывками. Получается, что из «чёрного» (из небытия, из хаоса Вселенной) проступают «белые» слова — смыслообразующие. А если учесть, что не закрашенные поэтом куски определяются случайным образом, то появляется большая вероятность, что важные слова в сочетании друг с другом породят новые образы или неожиданные смыслы. Это, конечно, немного напоминает «машину образов» Есенина, но всё равно достойно внимания.

В издательстве «Рипол-классик» вышло 8-митомное собрание сочинений бывшего смогиста Владимира Алейникова.

А самое интересное — это, пожалуй, выход «Неизвестных стихов» Варлама Шаламова. В.В. Есипов внимательнейшим образом проработал в архивах и открыл нам автора «Колымских рассказов» с новой стороны.



Проза

В этом году вышло катастрофически много серьёзной прозы: «Крепость» Петра Алешковского, «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, «Поколение волхвов» Сухбата Афлатуни, «Комнаты страха» Вадима Левенталя, «Фигурные скобки» Сергея Носова, «Зона затопления» Романа Сенчина, «Жених и невеста» Алисы Ганиевой.

«Смотритель» Виктора Пелевина — очередной ежегодный роман, поэтому особого ажиотажа не вызвал. Все литературные критики с некоторой ленцой прочитали его и с ещё большей ленью попробовали написать об этом. Словом, явный провал.

Книга «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной заставила говорить о себе. Сначала молодая писательница заняла второе место на «Ясной поляне», а следом и первое место на «Большой книге». Если сначала были редкие выпада в сторону Яхиной и её творчества, то после двух премий возникли горячие споры, которые, наверное, ещё продолжатся в будущем году. Что ж, наверное, это лучше, нежели споры о книгах Алексиевич.

Но больше всего впечатляет «Повесть и житие Данилы Терентьевича Зайцева». В «Новом мире» она выходила довольно давно, но в виде книги — только в этом году. Эта повесть рассказывает о жизни простого русского старообрядца, родившегося в Китае, исколесившего всю Южную Америку, оказавшегося в России и вновь вернувшегося обратно на свою ферму где-то в Латинской Америке. Как вы понимаете, такое чтение дорого стоит.

И пример Данилы Зайцева, и пример Леты Югай говорят о серьёзном запросе на фольклор, на народную мудрость, на поиск своей истории через слово как таковое.



Биографии

Вышло в 2015 году много удивительных биографий: Алексей Варламов написал о Василии Шукшине, Игорь Вирабов — об Андрее Вознесенском, Захар Прилепин — о Корнилове, Луговском и Мариенгофе, Александр Хорт о НиколаеЭрдмане, Илья Фаликов — о Борисе Рыжем (издательство «Искусство-XXI век» перевыпустило его сборник стихов и «Роттердамский дневник»), и, наконец, Валерий Попов написал о Михаиле Зощенко.

Среди этих книг стоят подбоченясь книги об Иосифе Бродском — мемуары «Бродский среди нас» Эллендеи Проффер-Тисли и биография «Бродский. Русский поэт» Владимира Бондаренко.

При этом некоторые книги не так хороши, как могли бы быть (по множеству причин), но принципиально важно их появление.



Эссеистика и публицистика

В этом году своё сорокалетие отмечал Захар Прилепин. К этому юбилею случилась книга — литературный очерк «Захар» от Алексея Колобродова. Не биография, как многие восприняли, а именно — очерк или, как выражается сам автор, «литературный портрет».

Вышла вторая книга Сергея Носова — «Тайная жизнь петербургских памятников». Первая часть стала бестселлером, вторая метит в ту же плоскость. Писатели с берегов Невы в этом году выпускают сразу по две книги: эссеистика и роман. Так и Андрей Аствацатуров продолжил препарировать себя и тем самым изучать питерского интеллигента, а также написал книгу «И не только Сэлинджер: десять опытов прочтения английской и американской литературы», в которой приоткрывает писательскую кухню — мировых классиков и свою.

В декабре подоспела книга Василя Авченко — «Кристалл в прозрачной оправе» — с большой любовью повествующая о жизни Владивостока и его жителей и о культуре края.



Зарубежная литература

В зарубежной литература — ситуация обычная: что не книга, то долгожданная новинка: «Покорность» Мишеля Уэльбека, «Уна и Сэленджер» Фредерика Бегбедера, «Бесцветный Цкуру Тадзаки и Годы его странствий» Харуки Мураками, а так же «Парень из Колорадо» и другие книги Стивена Кинга.

Открытием года для русского читателя стала Донна Тартт со своим романом «Щегол». Это удивительное сочетание воспитательного и авантюрного романа. Если есть «филологический роман», может, стоит говорить и о «культурологическом»?

Ещё одна приятная неожиданность — продолжение культового «Бойцовского клуба». Чак Паланик, спустя почти двадцать лет, не просто написал продолжение, а сделал графический роман.



Около политики

В России помнят не политиков, а поэтов и прозаиков — и именно по их книгам будут судить об эпохе. Поэтому важно увидеть, какие книги о судьбах страны вышли в этом году.

Несмотря на государственные книги-агитки о Донбассе, о которых с такой неприязнью говорил Дмитрий Кузьмин, выходят дневники русских писателей по следам украинских событий. Этои «Не чужая смута» Захара Прилепина, и «Киев капут» Эдуарда Лимонова.

Но, пожалуй, большее внимание стоит уделить «Дневнику русского украинца» Платона Беседина. Первые две книги на голову выше, но эта отличает одним принципиально важным моментом — позиция, которую занимает автор не либеральная и не патриотическая, но при этом — либеральная и патриотическая. Вот такой удивительный парадокс. На самом деле, конечно, это трезвый взгляд крымчанина.



Филология

Пока литераторы спорят между собой, литературоведы занимаются делом. В этом году вышло очень много книг, достойных самого широкого читательского внимания.

В конце прошлого года, а по факты в начале этого стартовало полное собрание сочинений Владимира Маяковского в 20 томах. Анатолий Валюженич подготовил двухтомник — «Пятнадцать лет после Маяковского»: письма Лили и Осипа Бриков. В них мы сможем узнать, какой сложилась судьба двух важных для Маяковского людей.

Вышел сборник сохранившихся стихотворений Николая Олейникова, подготовленный Олегом Лекмановым и Михаилом Свердловым. Тот же Лекманов порадовал перевыпуском двух старых книг — биографий Сергея Есенина и Осипа Мандельштама. Последняя вот-вот появится. Она переработана на треть и дополнена новым материалом. Вместе с этим огромный интерес представляет книга «Посмотрим, кто кого переупрямит»: письма, воспоминания и свидетельства очевидцев трагичной и сложной жизни Надежды Мандельштам.

Государственная Третьяковская галерея выпустила книгу — «Георгий Якулов: мастер разноцветных солнц», полную репродукций картин, биографический статей, архивных раскопок и редчайших фотографий художника. Есть в книге и летопись жизни и творчества Якулова. А подготовили такое чудо — Т.Л. Карпова, И.А. Вакар и И.Р. Багдамян. Другой приятной неожиданностью стала книга, подготовленная Евгением Коганом, — сборник стихотворений Вольфа Эрлиха. Того самого молодого поэта, которому Сергей Есенин посвятил предсмертное стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья».

Издательство «НЛО» выпустило второй том «неполного собрания сочинений» Дмитрия Пригова — «Москва». В нём представлена подборка текстов, деконструирующих советские идеологические мифы. Ещё одна важная книга — «Машины зашумевшего времени» Ильи Кукулина. Чтобы далеко не бегать, обратимся к полному названию книги — «…как советский монтаж стал методом неофициальной культуры». В некотором роде она дополняет «Москву» Пригова.



Премии

Премиальный процесс, как обычно, сопровождается скандалами. О Гузели Яхиной мы уже говорили. Крупней резонанс был только вокруг Нобелевской премии Светланы Алексиевич. Филолог Михаил Павловец тонко подметил, что пляски вокруг нобелиата становятся каждый раз ритуальным действием, несмотря на политическую приверженность писателя (даже на Шолохове успели оттоптаться современники).

Премия «Национальный бестселлер» досталась Сергею Носову за роман «Фигурные скобки». «Русский Букер» ушёл к Александру Снегирёву за роман «Вера». «Дебют» в номинации «крупная проза» остался за Сергеем Самсоновым. Все трое — прозаики глубинного заплыва. Их победы закономерны.

Григорьевская премия неожиданно досталась Юрию Смирнову. Казалось бы, патриарх русской андерграундной поэзии Мирослав Немиров должен был бы её получить, но, как пишет Андрей Родионов, всё решил нелепый случай.



Толстые журналы

В «Год литературы» остро встал вопрос о существовании целого ряда «толстых» журналов. Проблемы есть у всех, но в наиболее сложной ситуации оказалась «Звезда», вынужденная на краундфандинговой платформе собирать деньги на издание. О проблемах «толстяков» говорили на круглом столе «Толстые журналы в „тощие“ годы» и на конференции «Журнальная Россия. История русской литературы XX века».

Но, не смотря на всё это, появляются новые журналы — второй год действует журнал «Носорог» и сетевой журнал «Лиterraтура». Возродилась питерская «Аврора».

В городе на Неве, между прочим, толстые журналы можно купить при входе в метро и в ларьках в самом метрополитене. В Москве представить себе подобное крайне сложно. Разве что в центре города. В провинции, понятное дело, ещё хуже.

Глянцевые издания уделяют внимание литературе. Интересным примером служит литературный номер журнала «Esquire» с рассказами Андрея Рубанова, Сергея Носова, Дениса Драгунского и других.



Культурные мероприятия

Идёт своим чередом научная жизнь. По всей стране проходят сотни всевозможных конференций. Устраиваются литературные фестивали и книжные ярмарки. Функционируют музеи и библиотеки. Со скрипом, без должных государственных субсидий, но всё это осуществляется.

В Москве говорят о молодых поэтах, рано ушедших из жизни, в рамках фестиваля «Они ушли. Они остались». На разных площадках проводится открытый дискуссионный клуб «Полёт разборов», на который, в отличие от многих литературных вечеров, приходит не только сами поэты и их поклонники, но и случайные прохожие. Что, несомненно, наиболее ценно.

Не так давно запустился новый проект «Последний адрес», в рамках которого вешаются мемориальные таблички в память о репрессированных людях. Очень важно, что речь идёт не только о знаменитостях, но и простых гражданах своей страны.

В Казахстане ставился вопрос о сохранении музея Павла Васильева. А в Рязани — о застройке Константиново, родины Есенина. После должной реакции литературной общественности все эти проблемы исчезли вовсе или поставлены на строгий учёт.

В Пензе открыли мемориальную табличку Анатолию Мариенгофу. В прошлом году были всероссийские споры: а не назвать ли его именем целую площадь? В итоге остановились на нейтральном безликом названии.

Евгений Евтушенко вместе с бригадой артистов на поезде проехался с концертами по всей стране. Герман Лукомников занял почётное второе место на Всемирном Поэтическом Слэме в Париже.

Среди маленьких радостей — открытие нового книжного магазина «Тортуга» в саду им. Баумана.



Экранизации и кинофильмы

Особого разговора заслуживают экранизации и кинофильмы по мотивам произведений русских писателей.

Запущен сериал «Тихий дон» Сергея Урсуляка. Не обходится без курьёзов и скандалов. Просто телезритель смотрит с удовольствием, актёры бахвалятся, литературная общественность пытается не воспринимать всерьёз, но вряд ли это получится.

Появился очередной фильм Романа Либерова. До этого он снимал кино об Ильфе и Петрове, о Сергее Довлатове, об Иосифе Бродском и Юрии Олеше. На этот раз — «Сохрани мою речь навсегда» — об Осипе Мандельштаме.

В широком прокате труды Либерова не найти, но ценитель высокой литературы всегда найдёт способ посмотреть новый фильм. К счастью, идёт много показов в «Мемориале», в Высшей Школе Экономики и на других площадках.

Вышел ещё фильм — «Конец прекрасной эпохи», снятый по мотивам «Компромисса» Сергея Довлатова. Лёгкий и атмосферный.

В будущем году собираются снимать фильм о Данииле Хармсе.

Наряду с дурновкусными сериалами «Есенин» и «Маяковский. Два дня» все эти фильмы и сериал выглядят на десять голов выше, качественней и серьёзней.



Ожидания

В 2016 году должны бы выйти новые книги у тех писателей, что держат внушительную паузу. По крайней мере, читатель ждёт книги от Михаила Елизарова, Андрея Рубанова, Аглаи Топоровой.

Наверное, чтобы развеять все сомнения Гузель Яхина должна удивить взыскательных читателей ещё одной сильной книгой.

Биографию Валентина Катаева готовит Сергей Шаргунов, а Владимира Маяковского — Дмитрий Быков.

Готовится полномасштабный юбилей Мандельштама. В этом же году, 26 декабря (суббота) в третьем доме по Нащокинскому переулку будет открыта новая табличка от проекта «Последний адрес». 17 мая 1934 года Осип Эмильевич последний раз вышел из этого дома и больше в него не вернулся. В1970-е годы дом был снесён, но это не помешает поставить табличку — ориентировочно и на соседний дом.



«Год литературы»

Ах, да, у нас же был «Год литературы», организованный государством. Что же он дал? Пожалуй, на книжных ярмарках прибавилось народу. А вот стало ли при этом больше читателей — это вопрос.

Литература (кто бы сомневался?), по большому счёту, живёт и выживает без помощи государства.
Автор
Олег Демидов
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе