Код Виктора Пелевина

В чём заключается загадка Пелевина и почему он так важен для современной литературы?
Фото: peoples.ru


В новейшей литературе нет представителя ярче и загадочнее, чем Виктор Пелевин. Его книги удивляют, провоцируют, восхищают общественность с 1992 года.


О личности самого автора известно достаточно мало, так как Виктору Олеговичу удаётся оградиться от хищной медиа-индустрии. Критики ломают голову и пытаются подступиться к пелевинским "скрижалям" то с точки зрения социологических теорий, то с помощью религиозных и даже эзотерических позиций. 


Фото: medialeaks.ru


Большинство произведений автора написано в стиле фантастического реализма. Он берёт за основу существующие события, в том числе исторические, меняет имена реальных личностей и переводит хронологическое повествование в фантастическое измерение. В действительности, романы Пелевина не только доводят существующие законы общества до абсурда, интерпретируя нашу реальность как бы из плоскости больного шизофренией, но так же и показывают ирреальность того, что существует на самом деле. Нередко талант писателя, умело жонглирующего правдой и вымыслом, заставляет усомниться в отличии одного от другого.


 Фото: medialeaks.ru


Кроме того, выводя реальных героев в фантастическое измерение, где они сталкиваются нередко с потусторонними силами, двигающими глобальные процессы, Пелевин нередко намекает на употребление психотропных веществ. Обычно герой его книги  живёт заурядной и весьма печальной жизнью и вдруг  обретает могущество, ценные навыки и стремительно взбирается по карьерной (или иным, как в Generation P) лестницам. Вавилен поднимается по Вавилонской башне, Танечка наконец влюбляет в себя заветного олигарха… Однако скорее всего герои используют вещества как инструменты, своего рода костыли, и нечто иное приводит их к высотам.


Фото: nordlib.ru


Освобождение от пресловутых стереотипов,  вера в свободу выбора и нетривиальные тактики действий – вот те движущие силы, которые меняют героев до неузнаваемости. От усредненных "теней " они , проходя наполненный метафизическими опытами путь, становятся хозяевами не только своих жизней, но и реальности, их окружающей.
 
Пелевин часто обращается к известным философским или социологическим теориям, в абсурдной и метафоричной форме показывая их несовершенства или противоречия с реальностью. Например, идея постгуманизма в книге "Тайные виды на гору Фудзи" вступает в конфликт с самой природой человека.


Фото: pepper-sale.com


Суть постгуманизма состоит в том, что человек, какой он есть сейчас – несовершенен, и развитие технологий может вывести его на новую ступень эволюции. В "Фудзи" герои пробуют испытать новые эмоции с  помощью шлема, передающего мозговые волны  от одного человека к другому. Неподготовленные к состоянию глубинной медитации, заимствованному у монахов, бизнесмены начинают сходить с ума и пытаются уничтожить "эффект", обращаясь к мыслимым и немыслимым способам. Познание истины вводит их в инфернальную тревогу и буквально лишает мотивации жить. 

В книге "Чапаев и пустота" осмысляется теория Жана Бодрийяра о симулякрах, феномене несуществующего и включённого в реальность.


Фото: pepper-sale.com


Симулякрами являются сами главные герои произведения, а действие романа происходит в фантастическом времени. Этот "фокус" позволяет автору собрать обобщенный национальный образ человека конца XX века. В философии этого образа идеология и коллективно-бессознательные  ценности играют намного большую роль, нежели его собственное я.

   Стиль написания книг открывает большое поле для дискуссии. Одни критики ругают писателя за скудную лексику, а другие подчёркивают соответствие формы содержанию и ничего не имеют против. Нередко встречаются пародийные рекламные лозунги, выдуманные Пелевиным для того, чтобы показать вычурность и комичность  реальности. Цитата  из Generation P: "Солидный господь для солидных господ ". Деконструкция языка, как инструмент переосмысления мифов и идеологий, служит одному из главных замыслов писателя.


Фото: infourok.ru


В литературных кругах Пелевина давно окрестили дзен-буддистом. Во всех произведениях он поднимает тему освобождения человека. Освобождение происходит на двух уровнях – первый, это свобода от закрепощающего личность внешнего мира. Второй уровень – это освобождение от своего "я". От навязанной роли, которая делает нас несчастными, от необходимости каждый день отказываться от подлинных наших желаний в пользу каких-либо мифов, которые каждый выстраивает себе на протяжении жизни.


Фото: papawillcall.ru


Только покинув привычную реальность, героям удается увидеть себя.  Пелевин интересен тем, что предлагает читателю сыграть в игру, которая начинается с первой прочитанной книги и может не закончиться никогда.

Автор
Анастасия Плотникова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе