Конец мага Антона Городецкого. Рецензия на шестой Дозор С. Лукьяненко

Уважаемые читатели! В книжных магазинах нашей Родины появилась шестая и, вероятно, последняя книга «Дозоров» С. В. Лукьяненко.

Поскольку «Дозоры» - это главное русское фэнтези, в течение полутора десятилетий менявшееся вместе со страной – стоит поговорить о том, с чего оно начиналось и чем теперь символично заканчивается.

…Что тут важно: в отличие от армии крутых десантников и гордых волкодавов, главный герой «Дозоров» был представителем самого потерпевшего постсоветского класса – нормальных порядочных людей с моральными принципами. Молодой специалист, читатель Стругацких и слушатель Пикника Антон Городецкий, интеллигентный небогатый паренёк.

Видимо, это потому, что самый первый «Дозор» написал молодой пост-советский врач, фантаст со стругацкого семинара и к тому же понаехавший из Алма-Аты, и написал он его в сердцевине чёрных 90-х.

И поэтому первый, «Ночной Дозор» - был выступлением против 90-х как явления. Как и положено фэнтези, он изображал то, чего вокруг не было, но чего втайне желала душа читателя – могущественный клан добрых и порядочных мафиози. Тайную козаностру интеллигентов, которые среди накрывшей страну беды сохранили личную мощь, решают свои проблемы и к тому же как могут (а, в рамках стругацкого дискурса, могли они мало) помогают людям. Делят сферы влияния со злыми бандитами, партизанят внутри молодой демократии и вынашивают планы реанимации добра. А попутно терзаются вопросом: насколько можно сдавать свой СССР, своих внутренних стругацких и крапивинских персонажей и всё остальное, чтобы выжить в мире победившего зла? А если побеждать зло – то до какой степени жестокости можно дойти, чтобы не повторить ошибок красной эпохи?

Мир первого дозора был наполнен страхом и отчаянием. В первой же сцене Антон Городецкий, уличный светлый маг, едет на эскалаторе, смотрит на пожилого полковника впереди и печально констатирует про себя: «аура у военного была красивая, серо-стальных тонов. Такие до сих пор верят в понятие «офицерская честь»».

Тогда казалось, что эпоха запросто берёт и отменяет любые вечные понятия.

А ещё это была книжка о том, что зло, конечно, непобедимо, и добро вынуждено постоянно перед ним отступать. Но добро, как ни странно, непобедимо тоже. И в этом есть по крайней мере надежда.

…А дальше – вместе с мироощущением страны и писателя - мир дозоров начал меняться. Он примирялся с реальностью, которая со своей стороны тоже принялась как-то цивилизоваться. Противоречия между Светом (который, по большому счёту, был инкарнацией советской морали) и Тьмой (которая стала эвфемизмом индивидуализма&капитализма) стали тускнеть бледнеть и начиная с четвёртой книжки стёрлись почти напрочь.

Второй «Дозор», написанный в соавторстве с В. Васильевым, был уже из конца 90-х. Чувство катастрофы немного отступило, и персонажи, в первом романе носившиеся среди московских палаток с палёной водкой, подворотен и станций метро – начали залетать в Прагу выпить пива по делу и в Крым отдохнуть - и вообще интересоваться внешним миром.

На третьем «Дозоре», в начале нулевых, герои переместились в символ юной стабильности – «Алые Паруса» над Москвой-рекой. Там Родине уже брезжило какое-никакое будущее, а безнадёжность отступила. А Светлые и Тёмные маги лукьяненковской Москвы объединили усилия для отражения совместной угрозы. Угроза, кстати, была в разрушении стабильности и баланса сил.

К четвёртому «Дозору», времён конца нулевых, метрополитен и ларьки и мёрзлая «Москва лихих подворотен» были забыты. И, прежде так дравшиеся из-за судеб простых людей, маги перестали ссориться совсем. И, подобно стругацким люденам, занялись строго решением своих цеховых задач, которые не знакомому с книжной серией даже и сформулировать понятно невозможно. «Группа из троих Иных - тёмного, светлого и инквизитора - собралась добыть Венец Всего, чтобы прорваться на седьмой слой Сумрака». Как-то так. При этом действие проходило в туристических местах Эдинбурга и Самарканда.

Пятый «Дозор», вышедший в прошлом, кажется, году – был уже в предчувствии глобальных перемен. Ещё не было глобального противостояния, но самая сильная страна мира уже начала рвать на части более слабые одну за другой. И если только я правильно понял, идея книги была в том, что, превентивно нападая на все потенциальные угрозы в зародыше, сильные сами их и плодят.

Ну и наконец – предмет нашего разговора. Шестой "Дозор", который, кстати, называется "Шестой Дозор".

Сюжет: в мире в очередной раз нарушается баланс добра и зла – в пользу зла. Ответственные за хранение баланса – маги – не справились. Поэтому Сумрак (нечто вроде ожившей ноосферы Вернадского) насылает на мир кровавый ресет – призванный разрушить и магов, и саму нынешнюю цивилизацию, и обнулить человеческую историю до первобытной невинности.

И всё это заставляет волшебников (уже, казалось бы, уютно закуклившихся в себе) заняться спасением мира. И даже самопожертвованием. Причём множественным: вся книга рассказывает о том, что и как толкает персонажей на готовность пожертвовать собой.

А в конце происходит самое важное - окончательное «расстругачивание» саги.

Мы ведь помним, что Иные Лукьяненко – это парафраз интеллектуалов и лидеров?

Ну так вот в чём вся штука.

Волшебники главных позднесоветских фантастов – людены – утратили к человечеству всякий интерес и чувство родства и вообще свалили от него в какие-то свои измерения (фактически умирая).

А главный герой «Дозоров» Антон Городецкий, сделавший карьеру в волшебном мире и дошедший в нём до высших рангов – поступил наоборот.

И это, уважаемые читатели, очень хороший финал для хорошей книжной серии. А главное – вполне актуальный.

Дело в том, что в нашем мире действительно рухнули последние договоры между добром и злом – и сам по себе ужас украинской войны, которая всё равно часть нашей Родины, есть постоянное о том напоминание.

И если сейчас, когда над нашим миром снова неуютно, герои главного русского фэнтези возвращаются из мира единорогов в реальность – то, значит, всё-таки нынешний глобальный катаклизм мы встречаем в лучшей форме, чем предыдущий. Со своим – пусть и пока в значительной степени «теневым» – «классом ответстенных». Если что, готовых и на самопожертвование. И главное – уже не имеющих иллюзий о том, что они отдельны от остального человечества.

Культпульт.ру

Виктор Мараховский, редактор

Главный редактор веб-проекта «Однако». Журналист. Родился в Риге в 1978 году.

Однако

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе