«Крылья» над Русским миром

Донбасс отвечает на информационную грязь поэзией.
Юбилейный десятый номер альманаха «Крылья», выпущенный в Луганске, стал особым событием в литературной жизни Русского мира. Наверно, и не мог не стать. И дело тут не только в довольно сильном уровне большинства опубликованных в нём авторов.
Фото: AP/TASS


В творческом пути любого поэта и писателя помимо собственно творчества важную роль играет ещё и судьба. Этот закон, как видим, справедлив и для литературных изданий.

Десятый «взмах «Крыльев» должен был состояться ещё на Украине как раз ко времени начала недоброй памяти Майдана. Промежуток между «майданным» ноябрём 2013 года и весной 2016, когда альманах всё-таки вышел, вместил в себя целую эпоху, события, масштаб и последствия которых мы сейчас себе представляем ещё очень слабо. Многие из авторов альманаха, луганчан и не только, переродились в буквальном смысле слова. Поскольку человек, испытавший на себе, что такое война, никогда до конца не вернётся к себе прежнему. Этот жизненный опыт для талантливых людей неизбежно становится камертоном творчества.

Героизм многих авторов альманаха был не в том, что они с оружием в руках отстаивали право русских Донбасса оставаться русскими. Их героизм был в том, что они, слегка перефразируя Ахматову, «были там, где их народ к несчастью был».

Вот как об этом просто и проникновенно написала Светлана Сеничкина.

Да, мы не герои.

Сидели. Дрожали.

Под звуки разрывов

Куда-то бежали.

Под гром канонады

Варили обеды.

В минуты затишья

Бежали проведать

Чужих стариков,

По соседству живущих.

Их дети в России:

«Там лучше. Так лучше».

Погасли экраны,

Молчат телефоны.

Лишь залпы слышны

И дыхание дома.

Нет в городе больше

Чужих, незнакомых.

Мы все здесь — «свои».

Правда в том,

Что мы дома.

Вообще, именно поэзия в первую очередь привлекает внимание в альманахе. Это объяснимо — поэты всегда первыми отзываются на трагические изломы своего времени.

Многие представленные в альманахе стихи — это своего рода зарифмованные репортажи из осаждённых городов. Но, может быть, современной русской поэзии, при всём её стилевом и тематическом разнообразии, как раз не хватает этого горячего, пропитанного гарью воздуха войны и горькой, но всё же свободы от комфортно-конформистского существования. Как в стихотворении Виталия Даренского.

Луганск под взрывы все стоит в очередях,
Часами ждет спасительную воду.
Давно уже здесь притупился страх,
И смотрят на войну, как на погоду.

При свисте мин спокойно на душе,
Только прошепчешь «Господи, помилуй!».
И сил надеяться как будто нет уже,
Но почему-то прибывают силы.

Здесь брошенные близкими живут,
И многие из них почти не ходят.
Здесь в тишине кромешной просто ждут,
И счастье в ожидании находят.

Повсюду крик измученных котов,
Еле живых, покинутых, несчастных —
И им последнее отдать уже готов,
Для сердца не бывает жертв напрасных.

И все это нужно принять как дар —
Наверно, это вспомнится, как счастье…
Остыла жизнь, и вдруг такой пожар!
Светлей в душе, когда вокруг ненастье.

В альманахе также достойно представлен раздел литературоведения. В частности, обращает на себя внимание статья Андрея Чернова «Вне забвения», посвящённая первому крупному поэту Донбасса Павлу Беспощадному. Имя этого довольно известного в так называемую сталинскую эпоху певца шахтёрского труда последние десятилетия было знакомо разве литературоведам, да немногим землякам. Однако, как это порой бывает с настоящей поэзией, она вдруг становится востребованной в момент исторических потрясений. Людям Донбасса, не побоявшимся с оружием в руках встать против русофобского бандеровского режима в Киеве, особенно близки оказались строки Павла Беспощадного, написанные в годы Великой Отечественной войны:

Донбасс никто не ставил на колени,

И никому поставить не дано!

Сегодня, вчитываясь в стихи Павла Беспощадного, понимаешь истоки того мужества, которое проявляли жители Донбасса в Великую Отечественную войну и проявляют сегодня.

Из прозы альманаха я бы отметил рассказ Николая Иванова «Тот, кто стреляет первым». Он о другой войне — в Южной Осетии. Но главный вопрос, поставленный в рассказе, остро стоит на любой войне: где та грань, за которой человек перестаёт быть человеком, как исполнить свой воинский долг, но при этом не превратиться в «киборга», убивающего без сожаления всех, на ком стоит метка врага.

Глеб Бобров в очерке «Дорога мщения Женьки «Ангары» без лишнего пафоса, честно и убедительно рассказывает о судьбе своей героини. Она из тех людей, кто в непростой обстановке «гибридной войны» делает свой выбор, который может стоить жизни.

Упомянутый член редколлегии «Крыльев» литературный критик Андрей Чернов как-то заметил, что Донбасс, та его часть, которую удерживают непризнанные республики, сегодня представляет из себя Русский мир в миниатюре. Только все беды и радости здесь — острей, пронзительней.

И редколлегия альманаха совершенно правильно поступила, включив в 10-й номер произведения авторов из России — Лидии Сычёвой, Григория Шувалова, Юрия Нечипоренко, Николая Иванова, Захара Прилепина, Альбины Игошиной и других. Произведения россиян, пусть некоторые из них напрямую не связаны с трагедией гражданской войны на Украине, дают представление о том, что волнует сегодня русских писателей, что даёт им силы не опускать руки, верить в лучшее будущее не только России, но и всего Русского мира.

Для жителей Донбасса, выпуск альманаха стал одним из важнейших событий не только культурной, но и общественной жизни. И вот почему. Почти четверть века на «незалежной» Украине им постепенно пытались привить комплекс неполноценности перед «свидомым» украинством жителей западных областей. После февральского переворота 2014 года этого уже никто не собирался скрывать: всем несогласным с идеей моноэтнического украинского государства предлагалось смириться или «свалить в Россию». Но и после того, как жители Донецка и Луганска сумели отстоять свою независимость от профашистского режима, на них обрушивается море информационной грязи и лжи. И такие вот альманахи, концерты, фестивали для Донбасса — самые верные средства доказать себе и всему миру, что он — живая, полноценная часть Русского мира, имеющая право на самобытное существование. Вот как об этом пишут сами луганчане во вступлении к «Крыльям»: «Мы хотим, чтобы читатели, кто ещё не был знаком с альманахом, убедились: жители Донбасса не „получеловеки“ как нас характеризовали агрессивные украинские националисты, а талантливые и толерантные люди…».

Напоследок хотел бы сказать о том, что напрямую как бы с «Крыльями» не связано. Гражданская война на Украине дала мощный импульс для русской литературы. В первую очередь — для гражданской поэзии. К ней стал возвращаться её первоначальный, на время замутнённый либералами, смысл — поэзии, которая поддерживает дух граждан в трудные времена. Однако уже летом 2015 года стало заметно постепенное охлаждение россиян к теме Русской весны, к теме поддержки соотечественников на Юго-Востоке Украины. Это, казалось мне, неизбежно должно свести на нет и «гражданскую волну» в литературе.

Да, новых, ярких стихов стало меньше. Но будучи членом жюри конкурса имени Павла Беспощадного «Донбасс никто не ставил на колени», мне довелось прочитать больше сотни подборок. И я убедился — тот, полученный в 2014 году импульс, не исчез, просто, как бы это сказать, гражданская лирика «перешла в режим экономии энергии» до лучших времён.

Но сама эта энергия сопротивления, борьбы за Русский мир жива. Пусть порой и воплощается в такие горькие строки, как в стихотворении ополченца с позывным Руслан Собко, которыми я хотел бы завершить статью. Верю, что вслед им придут новые победные стихи.


«Минские этюды».

Звонишь, приветствуешь. Сухо: «Как ты?»
 — Братан, спасибо — не лезешь в душу!
Что ж, без эмоций, сплошные факты,
Ты хочешь слышать? Ну, ладно, слушай:

Мы в обороне латаем дыры,
Еще — верхов проклинаем гадство
И прячем пушки от командиров —
Мы чуем, пушки ещё сгодятся

Потери пишутся в многотомник —
Уже не люди, а щепки, брызги.
Народ России про нас не помнит,
Ну, кроме, разве что, самых близких.

Как будто гнева повисли гроздья,
Реальность муторна, точно скисла —
Мне «Минск-второй» застилает звёзды,
И наше дело лишает смысла.

А нынче — пир у нацистской черни,
Как день последний живут на свете —
Война приходит ежевечерне,
А мы — не вправе всерьёз ответить.

Тут постоянное напряженье.
Устал от бреда. Устал от бредней.
Да, был намедни мой день рожденья —
…Аж горько прямо, что не последний.

Автор
Алексей Полубота
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе