«Лестницу, поскорее давайте лестницу!»

Гоголь мечтал о духовном возрождении России, и «Мертвые души» задумывались как своеобразное руководство для нее на этом пути.
Николай Гоголь.
Фото: Library of Congress


О том, что это за путь и почему Данте здесь не при чем, рассказывает литературовед Егор Сартаков


Автор материала – доцент кафедры истории русской литературы и журналистики факультета журналистики МГУ, исследователь творчества Николая Васильевича Гоголя.


Егор Сартаков.
Фото: с личной страницы Егора Сартакова в facebook.com


«Все мы вышли из рукава гоголевской “Шинели”» – кажется, эту фразу, приписываемую Фёдору Достоевскому, помнят все. Но не все задумываются над тем, какой глубокий смысл за ней скрывается и почему русская литература «золотого» XIX века именно Гоголю во многом обязана своими духовными поисками и «проклятыми вопросами». 

О чём произведения Гоголя? Ещё в школе учили: о язвах самодержавия, николаевской бюрократии и ужасах крепостного права. Какие уж тут духовные поиски? В действительности если спрашивали самого Гоголя, о чём его произведения, писатель отвечал, что своим творчеством он пытается «чёрта выставить дураком». Точно как его герой Вакула из «Ночи перед Рождеством», который намалевал «чёрта-дурака» на стенах церкви в Диканьке. И точно как Вакула, в этой схватке с чёртом Гоголь в конечном счёте выиграл. Или проиграл? 

***

Гоголь родился в Малороссии в 1809 году в семье провинциальных дворян-помещиков. Атмосфера дома Гоголей всегда была религиозной. Так было ещё до рождения Николеньки. Не случайно сама история знакомства родителей Гоголя знаменательна.

Когда Василию Афанасьевичу Гоголю-Яновскому было 14 лет, он вместе с родителями поехал в гости к друзьям семьи Косяровским. Дорогой юноша уснул, и во сне к нему пришла Богородица. Она держала на руках маленькую девочку и, обратившись к Васе, сказала: «Посмотри. Она будет твоей женою». В этот момент юноша проснулся, потому что как раз подъезжали к имению Косяровских. Каково же было его удивление, когда по приезде он узнал, что буквально несколько дней назад у Косяровских родилась девочка Маша, в которой Василий узнал ребёнка, указанного ему Богородицей. 


Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский.
Фото: Wikipedia


Её родителям он так и сказал: «Она будет моей женой». Те, конечно, восприняли его слова как блажь 14-летнего мальчишки, но Вася не отступал. Он рос вместе с Машей, заплетал ей косички, играл с ней в куклы, учил читать, и, когда ей исполнилось 14 лет, они повенчались.


Мария Ивановна Гоголь.
Фото: Wikipedia


Для Гоголя эта история была чрезвычайно важна, потому что писатель любил подчёркивать, что его родителей соединила сама Богородица. Это Она указала его отцу на мать. Поэтому не стоит удивляться, что нравственные основы веры Гоголь впитывал с самого детства. Маменька рассказывала ему и сёстрам истории из Евангелия, читала Библию и жития святых.

И особенная история, которая с детства запомнилась будущему автору «Мертвых душ», – это история о так называемой «лествице» (то есть лестнице) святого Иоанна Лествичника. Когда человек умирает, рассказывала мама, к нему прилетают ангелы и ставят перед ним лестницу, по которой душа христианина должна подняться ко Христу. Если человек не грешил, вёл себя праведно, ему позволено подняться на самую высокую ступень – к Небесам. Чем больше человек грешил, тем меньше ступеней ему дадут подняться.

Это история так сильно повлияла на Николая, что именно идея «лествицы» и лежит в основе композиции поэмы «Мёртвые души» – центрального произведения писателя.


Икона «Лестница божественного восхождения» из Монастыря Святой Екатерины на горе Синай.
Фото: Pvasiliadis / Wikipedia


Как только Гоголь в 1835 году взялся за перо, сразу у него сложился композиционный план поэмы, которая, по замыслу писателя, должна была состоять из трёх томов. При жизни Гоголя был опубликован только первый том (1842 год), второй том был сожжён сначала в 1848 году, потом незадолго до смерти в 1852 году (уцелело лишь несколько глав). И в этих трёх томах, как их мыслил автор, должно было отчётливо ощущаться вертикальное движение: от смерти к воскрешению. То есть если в первом томе показаны все «страхи и ужасы» России, то второй и третий тома должны были показать и торжество жизнеутверждающих основ русской жизни. 

Именно поэтому сразу после выхода первого тома критики сравнили поэму Гоголя с «Божественной комедией» итальянского поэта Данте Алигьери (1265–1321), которая тоже состоит из трёх частей («Ад», «Чистилище» и «Рай») и построена вертикально (Данте движется из ада в рай). До сих пор замысел Гоголя ставят в зависимость от «Божественной комедии», даже в школьные учебники по литературе попала эта информация, которая на самом деле не выдерживает никакой критики. 

Прежде всего не очень ясно, о каком «чистилище» можно говорить у православного Гоголя (у католика Данте оно, конечно, было). Кроме того, важно, что сам Гоголь нигде не артикулировал связь произведения с «Божественной комедией». Наконец, один ли только «ад» напоминают события первого тома? Ведь заканчивается он изумительным по глубине и красоте объяснением Гоголя в любви «птице-тройке» – русской действительности. Он что – в «ад» влюблён?

Не зависимость от «Божественной комедии», а ориентация на сочинение Иоанна Лествичника видна в замысле поэмы Гоголя. И движение поэмы должно напомнить путь души христианина в Великий пост: от смерти к Воскресению. 

Кстати, намёк на предстоящее духовное воскресение главного героя Павла Чичикова содержится уже в самом его имени. Апостол Павел – враг Христа, ставший преданный другом, гонитель христиан, после духовного перерождения ставший распространителем Христовой веры по миру.


Заглавный лист первого издания романа Н. В. Гоголя «Похождения Чичикова, или мертвые души».
Фото: Университетская типография / Wikipedia

***

На протяжении всей жизни Гоголь помнил историю Иоанна Лествичника. Именно с ней связаны последние слова, которые в 1852 году произнёс уже больной писатель. Друзья, которые дежурили у его кровати, свидетельствовали, что в последний момент перед смертью Гоголь приподнялся на кровати, глаза его приоткрылись, и он громко воскликнул: «Лестницу, поскорее давайте лестницу!» Он увидел ангелов, о которых в детстве рассказывала маменька.

Автор
Егор Сартаков
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе