Личная война Юлии Латыниной

Качественные политические детективы у нас пишет, пожалуй, только Юлия Латынина. Ее новый роман «Земля войны» образует с двумя предыдущими – «Джаханнамом» и «Ниязбеком» – две дилогии, складывающиеся в своего рода трилогию.

В «Джаханнаме» чеченские террористы при всеобщем попустительстве захватывают АЭС предположительно во Владивостоке – и лишь чудом не взрывают ее. В «Ниязбеке» праведник-полпред пытается сместить президента вымышленной кавказской республики и его сына-наследника (воистину чудовищного злодея) с тем, чтобы посадить в его кресло родного брата титульного героя (благородного разбойника Ниязбека), – и в результате гибнут все, кроме президента и его сына. В новом романе полпред, расследующий обстоятельства гибели своего предшественника, – редкая сволочь, а вот его заместитель Кирилл – праведник, дружащий с очередным благородным разбойником Джамалудином и готовящий в президенты джамалудинова брата Заура – мэра одного из крупнейших в республике городов и, по здешним меркам, тоже праведника.

Избыточное сходство ситуаций бросается в глаза и самой писательнице. Объясняя читателю, почему благородный Джамалудин не закорешился с благородным Ниязбеком, пока тот был жив и могуществен, она замечает, что два револьвера в одну кобуру не влезают. Однако то же самое можно сказать и о двух романах, написанных практически на одном и том же материале, – «Земля войны» явно проигрывает «Ниязбеку», потому что на ней лежит печать вторичности.

Новое в «Земле войны» связано с Бесланом. В городе, мэром которого служит Заур, произошел аналогичный теракт, унесший жизни сотен людей. Как и в Беслане, объявлено о том, что все террористы уничтожены. Однако Джамалудин ведет собственное следствие и поочередно ликвидирует выявленных им и его помощниками террористов.

Ответственность за захват (но не за взрыв) взял на себя зловещий чеченский полевой командир Ваха; другой – и точно такой же – полевой командир Арсо переходит на сторону федералов и становится полковником ФСБ, но тоже вынашивает дьявольские планы. Джамалудин же (и с какого-то момента – Кирилл) ищут в происшедшем «руку Москвы» – и в конце концов находят.

Поначалу кажется, что роддом взорвали столичные ворюги, – и такого от них вполне можно ожидать. Но ворюга мне милей, чем кровопийца, – и на самом деле взорвали его столичные государственники, чтобы раз и навсегда насмерть поссорить две чуть ли не братские республики.

В каждом из трех романов есть несомненные удачи. В «Джаханнаме» – это детальное, на уровне автора «Дня Шакала», описание подготовки теракта; с некоторой натяжкой роман можно назвать учебным пособием для террористов. В «Ниязбеке» – отлично проработанные и художественно убедительные образы Ниязбека и полпреда; читателю их становится по-настоящему жаль. В «Земле войны» (во многом, как уже сказано, вторичной) на первый план выходит сатирический дар Латыниной, не щадящей не только московских и местных взяточников, но и звероватых благородных разбойников. Которые, ко всему прочему, пусть и не ваххабиты, но истово верующие мусульмане.

Пост президента Аварии стоит сто миллионов долларов. Вернее, столько готов заплатить престолонаследник Гамзат. Но полпред Комиссаров, устроив бартер, собирает по пятку миллионов и с других претендентов. И при каждом из них звонит по несуществующей вертушке в Москву.

Действие меж тем идет своим ходом. В республике ждут столичного вице-премьера, который и должен назначить президента: старый в коме, а его сын чудом выжил после того, как по нему выстрелили стратегической ракетой. А самого вице-премьера хотят взять в заложники – в своих целях Ваха, в своих – Арсо, и в своих благородных – Джамалудин. И все три захвата в итоге накладываются друг на дружку.

До конца не пересказываю: как-никак детектив. Отмечу только, что после всех треволнений дело заканчивается ироническим happy end’ом. До которого на реальном Кавказе – и писательница понимает это – как до звезд.

Впрочем, как раз на Кавказе кажется, будто до звезд рукой подать.

Виктор ТОПОРОВ, публицист

Оригинал материала

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе