Не перестаю удивляться ярославским писателям

Произведение Евгения Кузнецова «Невозможно расстаться» тронуло до глубины души.

Энергичная, яркая проза, насыщенная метафорами и психологизмом. Только личное мироощущение, в то время как сюжет отходит на второй план.

Это произведение нужно читать вдумчиво и не спеша, впрочем, как и все произведения Евгения Кузнецова.

Кузнецов – писатель необычный. Бывший следователь, ныне – талантливый прозаик, правда, больше известный в узких литературных кругах. Его проза непроста по форме, и — особенно — по содержанию. Возникает ощущение, что писатель не стремится быть понятным широкому читателю, его поймёт только тот, кто чувствует то же, что и он сам.

Кузнецов сознаёт окружающую действительность, но осознаёт её по-своему. Он рассуждает на такие темы, которые неподготовленному читателю могут показаться бессмысленными, а где-то даже наивными. Но такое понимание прозы этого автора – очень поверхностное. Вдумчивые же читатели пойдут дальше.

В своих произведениях автор часто задумывается над смыслом бытия, смыслом жизни. Всё, о чём он пишет, проходит в его прозе и через душу его героя, и через его собственную. И здесь Кузнецов, на мой взгляд, пошёл на некий риск, ведь такая литература широкой аудитории чаще всего не интересна. И если уж авторы и посвящают свои произведения внутренней жизни героя, то жизнь эта чаще всего насыщена фантазиями, игрой воображения. У Кузнецова не так: его интересует жизнь души героя, один на один, в своём одиночестве. Его миропонимание автор изображает нам с удивительной тонкостью настоящего психолога.

Складывается впечатление, что эта книга не просто выдумана и написана, она выстрадана автором.

Тема произведения не новая: герой осознаёт бессмысленность человеческого существования и свою беспомощность. Тема эта особенно популярна в литературе 19 века, где написано огромное число психологических романов и романов-исповедей.

Однако, если другие авторы заставляют своих героев кричать от этой беспомощности, то Кузнецов написал так, что кричать хочется самим читателям.

Что тревожит героя? Ощущение малости мира? Несправедливости жизни? Тленности существования? Всё это имеет место быть. Однако последние фразы романа открывают нам истинное его содержание:

«Но —сколько ни иди… Никогда теперь не встретишь.

Кого хотел бы —больше всего и всех.

Никогда…

И даже и не увидишь.

Никогда…»

Сколько бы ни был мал наш мир, мы никогда не сможем встретить человека, который покинул нас навсегда. В этом и заключается главный парадокс этой истории.

Читая это произведение, невольно поражаешься тому, как мысли автора сходятся с твоими собственными. И правда, кто сейчас не задумывается, к примеру, над кризисом и его последствиями? Или, скажем, над безразличием людей друг к другу? И главное – над краткостью жизни, причём самое тяжёлым для нашего приятия здесь является не скоротечность нашей собственной жизни, а скоротечность жизни близких нам людей, наших родителей.

На первый взгляд может показаться, что автор рисует нам героя- индивидуалиста. Он осознаёт, что живёт в мире спящих, не причисляя себя к их числу. Однако с развитием его суждений, становится ясно, что мир он не разделяет на себя и других. «От рождения все —либо ангелы, либо бесы», - говорит герой, подчёркивая, что спящими могут быть кто-угодно, даже твои близкие. Твоя же задача состоит в том, чтобы не бояться жить в спящем мире, а войти в него и попытаться что-то исправить. Но, как известно, чтобы исправить что-то в нашем мире, необходимо начать с себя. Именно это и предлагает сделать автор.

Психологический план – один из самых главных в прозе Кузнецова. Писателя, кажется, интересуют движения души и мыслей героя в критических для него моментах. Таких моментов в этом произведении можно обнаружить два. Один из них ретроспективный: воспоминания о сокращении с работы. Причём герой кажется всё время хочет нас убедить, что эта неприятность ни коим образом на него не повлияла. Однако на протяжении всего произведения он не единожды возвращается к этой теме. Очевидно, что он уверен в несправедливости произошедшего, он недоумевает и может в какой то степени даже жалеет. Во всех его рассуждениях явно подчёркивается гордость и независимость. Отрывистые, порой неясные фразы, часто повторяющиеся слова, множество вопросов и восклицаний – всё это нацелено на создание у аудитории определённого образа. Образа, не разочаровавшегося в жизни человека, а человека прозревшего, думающего. Он говорит о гордости матери, превознося эту гордость, и наверное пытается ей соответствовать, перенести её на себя. И здесь прослеживается второй критический момент в жизни героя – смерть кумира, смерть матери. Именно описание самого близкого герою человека является в произведении основным лирическим мотивом. Трогает до слёз. В начале произведения автор будто не осознаёт всей трагичности сложившейся ситуации. И именно здесь внутренние переживания героя автор гармонично связывает с его философскими рассуждениями.

Грустно следить за движением мысли героя, осознавая, что оно приведёт к неминуемой трагичной развязке. «Черный дождь по щекам был горячий», - самая уместная концовка произведения.

Даже такой богатый духовный опыт, как у героя Кузнецова, не способен противостоять конечности человеческого существования. Удивительный духовный сдвиг в том и состоит, что герой приходит к этой мысли. Именно это и составляет финал романа. Финал, который ставит яркую и запоминающуюся точку в этом произведении. И не нужно никакого домысла, нет никакой недосказанности. Кузнецов умеет дать концовку события с такой убедительностью, которая говорит как будто уже сама за себя.

Юлия Соловьёва

Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе