Oн не Байрон, он другой

К 90-летию Сергея Наровчатова телеканал «Культура» показал посвящённый ему фильм «Семафор на пути». Название поначалу насторожило: а не дадут ли нам передачу не о поэте, а о литературном начальнике, возвышавшемся над творческими рельсами и дававшем зелёный свет угодливой зелёной бездари, а красный – отступникам от красной веры. Такой подход ныне моден. Однако беспокойство не оправдалось. В фильме, снятом пять лет назад, к предыдущему юбилею, Сергей Наровчатов предстал как большой поэт, сумевший вместе со своими друзьями, тоже изведавшими фронтовой каши – Давидом Самойловым, Борисом Слуцким и Михаилом Лукониным, – дать высокие образцы военной поэзии, в которых, как свойственно и самой войне, сочетались боль утрат и радость побед. 
Пожалуй, лучшего фильма о Сергее Наровчатове уже не снять, потому что к участию в этом были привлечены и его дочь Ольга, и во многих отношениях разные, но одинаково уважительно относящиеся к Сергею Наровчатову поэты Лариса Васильева, Евгений Евтушенко и Андрей Дементьев. Не хватало, пожалуй, ещё только Наума Коржавина, при всём своём инакомыслии считавшего Сергея Наровчатова одним из лучших поэтов ХХ века, и прозаика Даниила Гранина – он мог бы рассказать, как боролся Сергей Наровчатов с цензурой, не пущавшей в редактируемый им «Новый мир» честную «Блокадную книгу».

Конечно, Сергея Наровчатова как литературного начальника есть за что упрекнуть, как и всякого начальника. Но упрёки эти никогда не исходили от тех поэтов, которые прошли, как и он, войну, а тем более две – финскую и Отечественную. А что такое была финская, лучше других сказал пока по достоинству не оценённый ярославский поэт Павел Голосов, провожавший на неё Сергея Наровчатова:

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе