Почитаем...

Авторами книг данного обзора являются Андрей Немзер, Эмма Донохью, Теофиль Готье, Александр Ширвиндт
Андрей Немзер
При свете Жуковского.
Очерки истории русской литературы «Время» Представляем книжные новинки:
Почему никто не знает Дельвига
Андрей Немзер При свете Жуковского. Очерки истории русской литературы «Время»
 Книга ординарного профессора филологического факультета Национального исследовательского университета — Высшей школы экономики Андрея Немзера, который более известен как один из самых авторитетных литературных критиков и литературоведов России, имеет две истории, короткую и длинную. Короткая — те два года, что книга «придумывалась и складывалась», длинная — тридцать лет, в течение которых «обдумывались, сочинялись и публиковались… опусы, ее составившие».

 Автор рассказывает о более чем сорока русских писателях и поэтах XVIII—XX веков, причем, по выражению самого автора, «густо вначале — просторно в конце». Из очерков об истории литературы первой половины прошедшего столетия Немзер выбрал для публикации очень немногие (Блок, Ходасевич), чуть шире представлена середина века (Тынянов, Солженицын, Давид Самойлов), но настоящий простор для ценителя открывается в разделе «Золотой век» (1791—1852). Круг занимающих автора вопросов обширен. Насколько самодостаточной может считаться русская поэзия? Почему современники и исследователи не видели в Жуковском центральной фигуры первой половины XIX века? Чего стоят стихи Дельвига и почему их «никто не знает»? Почему Гоголь имел все основания утверждать, что «его неверно понимают»? В отличие от многих исследователей, которые предпочитают ставить вопрос, не давая внятного ответа, Андрей Немзер ответы находит — исчерпывающие и убедительные.


Развод по-викториански


Эмма Донохью

Запечатанное письмо

«Центрполиграф»


Роман канадской писательницы, номинанта и лауреата престижных литературных премий, написан на основе реальных событий. Но если предыдущий ее бестселлер, «Комната», создавался буквально по горячим следам прогремевшего по всему миру дела похитителя и насильника Йозефа Фритцля, то «Письмо» переносит нас в викторианскую Англию, где в 1864 году идет скандальный процесс «Кодрингтон против Кодрингтон и Андерсона». Подруги Эмили Фитфул (Фидо) и Хелен Кодрингтон встречаются после семилетней разлуки. К моменту встречи Фидо — активистка движения за права женщин, издатель женского журнала, владелица типографии, а Хелен — скучающая жена адмирала королевского флота, мать двух очаровательных дочек. Герои романа, как и их прототипы, оказываются втянуты в мучительный бракоразводный процесс в качестве истца, обвиняемой в супружеской измене и свидетельницы. Ход судебного разбирательства красноречиво свидетельствует о том, что Англия середины XIX века с ее крайне консервативным семейным законодательством — одно из самых худших мест на свете для уличенной в неверности супруги.


Изощренный стиль


Теофиль Готье

Романическая проза

«Ладомир», «Наука»


Настоящий подарок ценителям французской литературы. В знаменитой серии, созданной в 1948 году по инициативе академика С.И. Вавилова, вышел двухтомник прозаических произведений Теофиля Готье — писателя, поэта, журналиста, литературного историка, фигуры столь же заметной в литературной жизни ХIX века, сколь и противоречивой. В издание, подготовленное доктором филологических наук, профессором Натальей Пахсарьян, вошли десять повестей (сам автор называл их романами): «Фортунио», «Царь Кандавл», «Невинные распутники», «Милитона», «Двое на двое», «Жан и Жанетта», «Аватара», «Джеттатура», «Роман о мумии», «Спирита». Три из них предлагаются читателю в новом переводе, адекватно передающем изощренную манеру письма Готье, остальные изданы впервые. Двухтомник включает подробный научный аппарат, в создании которого приняли участие не только исследователи творчества писателя, но и специалисты в области индологии, египтологии. В оформлении использованы редчайшие гравюры и литографии. Самостоятельную ценность представляет обширная статья Натальи Пахсарьян — увлекательный путеводитель по жизни Готье.


Полезные отрывки


Александр Ширвиндт

Проходные дворы биографии

«Колибри», «Азбука-Аттикус»


«Зачем это надо?» (В смысле, зачем писать биографическую книгу?) —вопрошает автор в предисловии. И тут же отвечает: «Во-первых, чтобы нынешние не повторяли наших ошибок, и, во-вторых, чтобы срочно захотели их повторить... Может, какие-то из этих отрывочных воспоминательных просветлений принесут минимальную практическую пользу». Первая часть книги — это действительно «отрывочные», действительно «воспоминательные» записки: отдельные заметки, в расположении которых автор лишь слегка придерживается общей хронологии событий: детство в Скатертном переулке — с дворовыми «бандитами», которые защищали своего «интеллигентика», школа, Щукинское училище, где учился и уже больше пятидесяти лет преподает: «Я хороший педагог, терпеливый, не вредный»; Театр сатиры, которому отдано сорок с лишним лет, мысли вслух о театре, политике (вернее, собственной аполитичности), журналистике. Во второй части появляется еще один рассказчик — супруга Ширвиндта Наталия Белоусова, — и речь идет уже о семейной истории: родители, дети, внуки. Завершает книгу переписка Александра и Наталии.

Источник

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе