Поделом тебе, старый невежа!

О прозрении Белинского и недоумении компьютера


Есть у наших старых писателей ряд замечательных речений. При любой погоде работающих. Ну, к примеру, некрасовские. Хоть о бессмыслице проповедей — Дураков не убавим в России, / А на умных тоску наведем. Хоть о неизменном своеобразии очередного текущего момента — Бывали хуже времена, / Но не было подлей. Хоть о душевном составе многочисленных «рыцарей на час» — Суждены вам благие порывы, / Но свершить ничего не дано. Или тургеневская — о том, что житье дуракам между трусами. Или… Много их, все примерно об одном и том же, но каждое прекрасно по-своему. Знаешь их долгие годы, а все равно: вновь наткнешься на такое случайно и сразу впадаешь в затяжной приступ мазохистского восторга.


Вот и я который день хожу под впечатлением от цитаты, занесенной Леонидом Зориным в его «зеленую тетрадь» с лаконичным, но емким комментарием. И хотя о новой зоринской книге уже написал (см. «Московские новости» от 13 июля), оставить этот сюжет для внутреннего пользования (утаить от читателя) никак не могу. Это горевать пристало в одиночку, а радоваться надо соборне. Вот вместе и возликуем.


Неистовый Виссарион Белинский сообщает Герцену о прозрении: «Я понял все: подлецы поступают с честными как подлецы. А честные поступают с подлецами как честные».

Что называется — осенило!


Реакция нашего старшего современника, обогащенного опытом ХХ века, впечатляет не меньше, чем признание Белинского. Властитель дум не одного поколения был потрясен своим открытием (и его грандиозным масштабом — «понял все»), сегодняшний писатель видит здесь печальную банальность и изумляется потрясению Белинского. Отсюда и традиционный (в зубах навязший) эпитет при имени критика (что ж с «неистового» взять?), и некогда патетически окрашенное слово «прозрение» (ныне читающееся в ироническом ключе), и финальное «осенило!». Ну да, все так, Александр Македонский, конечно, герой, но зачем же стулья ломать?


Примерно о том же спрашивает мой компьютер, отмечая красным курсивом «дураков» и «подлецов». Что это за слова такие? Одумайся, дорогуша, статочное ли дело непристойно браниться? Новое на дворе тысячелетье. Нынче, как верно заметил Михаил Успенский, дурака должно именовать представителем интеллектуального большинства. А подлеца, видимо, приверженцем нетрадиционных этических норм. Так оно политкорректней будет.


И себе здоровее. Ведь коли развякаешься, называя вещи своими именами, живо по мордасам схлопочешь. Он, видите ли, «честный»! Скромнее надо быть. По одежке ножки протягивать. С себя спрашивать, а не ярлыки на ближних вешать. Знаем мы этих «честных»: все, как один, косорукие озлобленные неудачники. Чуть что не по ним, плач Иеремии заводят. Пророки, понимаешь, властители дум, хранители заветов. Чистоплюи. Объяснял вам профессор Серебряков, что дело делать надо, а вы и сто с лишком лет спустя все ту же истерику закатываете. Из меня, мол, мог выйти Шопенгауэр! Во-первых, не мог. Во-вторых, если не вышел, то сам виноват. В-третьих, никому второй Шопенгауэр не нужен. (Да и без первого вполне обойтись можно.) Бизнес надо бизнесить, а не на «общественное мнение» уповать. Сами ведь который век талдычите: нет в России общественного мнения. И никаким «либеральным жандармам» его не ввести! Так что катитесь-ка вы со своими «вечными ценностями» куда подальше и будьте благодарны (трижды в ножки поклонитесь!) за то, что мы милостиво позволяем вам тискать статейки, издавать книжки, читать лекции, корпеть над счетами по имению, передавать ценные указания золотой рыбке, изобретать «вечные двигатели», проекты каковых, как известно, серьезные люди перестали рассматривать еще в махнадцатом веке. Пока еще позволяем — так цените же отпущенное вам время. Не много его осталось — молодые волки сентиментальничать с вами не станут. Еще восплачете о тех, кого вы непотребными словами обзывали. Вот и прикусите языки. И нечего гордиться, что вы, дескать, с нами поступаете «как честные». Нет в том никакой добродетели, один инстинкт самосохранения. Вести себя по-умному вы не умеете, а когда пробуете, только лишними шишками на лбу обзаводитесь. Не говоря уж о так называемых муках так называемой совести.


А при чем здесь литература? Да при всем.


Андрей Немзер


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе