Поэт в России — более или менее поэт

Алена Солнцева — о том, как Юлий Ким стал лауреатом раздора
На прошлой неделе победителем национальной премии "Поэт" стал Юлий Ким. О трудной судьбе не только поэзии в России, но и премии "Поэт" размышляет наш обозреватель.
Национальная премия "Поэт" в этом году досталась Юлию Киму. Ну и что, скажут многие, почему бы и нет, мы знаем Кима, мы поем его песни уже много лет, и дети наши поют. Но присуждение ему главной поэтической премии вызвало недовольство среди уважаемых коллег-поэтов, причем настолько сильное, что двое из них в знак протеста покинули попечительский совет Общества поощрения русской поэзии, от лица которого премия и вручается. Эти двое — Александр Кушнер и Евгений Рейн, люди известные и авторитетные, поэтому их мнение не может быть проигнорировано.

Почему же этот скандал — а раскол сообщества всегда влечет за собой скандал, а заодно усиленное внимание к тому, чем он вызван — вообще возник?

Координатор премии и главный редактор журнала "Знамя" Сергей Чупринин подчеркнул, что премия "Поэт" — закрытая, поэтому члены жюри не имеют права рассказывать, что происходит во время обсуждений. При этом Чупринин сообщил некоторые, на первый взгляд технические, подробности присуждения премии, которые объясняют происходящее.

Премия учреждена в 2005 году, и по положению с тех пор каждый ее лауреат входит в попечительский совет, который и определяет следующего лауреата (присоединяясь к девяти основателям премии из числа литературоведов и критиков). Когда лауреатов накопилось слишком много, часть стали отпускать "на каникулы" так, чтобы голосующих оставалось 15 человек. Каждый из 15 называет два имени, составляется общий список, из которого тайным голосованием и избирается лауреат. Проблема в том, что в этом году кандидатов было 18. Это значит, что очевидных имен становится все меньше, а разногласий — все больше.

Первым лауреатом премии "Поэт" был как раз Александр Кушнер. Инициатор создания премии Анатолий Чубайс очень любит его стихи. И вручение Кушнеру премии (с серьезным денежным содержанием в 50 тысяч долларов) было торжественным событием. Я, кстати, на церемонии была и помню то чувство общего удовлетворения. Но, по свидетельству очевидцев, в дальнейшем голосование сопровождалось неизменными спорами. И рост количества творцов, входивших в жюри, естественно, увеличивал амплитуду разброса мнений.

В поэзии, как и в других областях искусства, происходит размывание вертикали. Нет больше одного признанного ведущего поэта, как нет единого для всех авторитета в музыке, театре или кино. "Цветок — роза, поэт — Пушкин" — это все в прошлом. Нынче же существует сразу множество равноценных иерархий, у каждой — свои критерии и все трудней их объединять. Тех, кто успел прославиться в другие времена, когда вертикаль в культуре была более явной, все меньше.

Александр Кушнер, надо отметить, известен своей непримиримостью в борьбе за чистоту русской поэзии, именно его Иосиф Бродский считал необходимым в первую очередь называть, когда речь идет "о нормативной русской поэтической речи". Поэтому его позиция в отношении нового лауреата была предсказуема: "Победа Юлия Кима размывает традиционные представления о современной поэзии, ее задачах и средствах" (так, по официальной версии, вышедшие из состава общества поэты сформулировали причину своего недовольства). Впрочем, Евгений Рейн высказался и более резко, назвав стихи Кима "примитивными", "а все примитивное и убогое как-то неудобно называть этим высоким именем" — поэзия. "Это невероятно снижает уровень премии,— комментирует свою позицию Рейн.— Есть достаточное количество поэтов, которые законно претендуют на эту премию, но остаются не награжденными".

Критик Александр Гаврилов склонен видеть в этой истории продолжение давнего спора. "Прикладная поэзия" кажется приверженцам "высокого стиля" слишком популистской, а главное — открывающей дорогу к Парнасу всякого рода маргинальным жанрам. "Наградили сегодня барда Кима, а завтра надо награждать и БГ, а там и БИ-2..." По мнению Гаврилова, в каждую эпоху возникают такие конфликты, ворота поэзии то распахиваются слишком широко, тогда стадионная поэзия идет на уступки профанному вкусу, то снова закрываются, ограничивая аудиторию строгим вкусом знатоков и ценителей.

Награждение барда в качестве главного поэта года сбивает настройки восприятия, считают многие, публика и так дезориентирована, а "настоящие поэты оказываются невостребованными, лишенными читательского отклика" (формулировка Кушнера).

Однако член попечительского совета премии, критик, литературовед Андрей Немзер в выборе лауреатом Юлия Кима не видит ничего революционного. "Мы все многим обязаны стихам Кима, а я многие строчки помню и без связи с музыкой. Конечно, у Кима среди большого корпуса текстов встречаются, к сожалению, и неудачные, но есть и замечательные. Этот выбор жюри для меня, возможно, и не является идеальным, но ничего особенного в нем я тоже не вижу".

Лауреат премии "Поэт" 2008 года Тимур Кибиров убежден, что бардовская поэзия — самостоятельный жанр, вполне законный. Поэтому хороший бард, а Ким, безусловно, является таковым, столь же имеет право на поэтическую премию, как и тот, кто пишет традиционные стихи.

Юлий Ким действительно пишет очень много, среди его творений и тексты к мюзиклам, и песни к кинофильмам, и инсценировки, и сказки. Но именно песни по-настоящему известны, их чуть ли не тысячи, многие кажутся уже не авторскими, а народными: "Думы окаянные", "Ходят кони", "Песенка о Черном море", "Как за меня матушка", "И пусть повезет гренадеру", "Распускается сирень за заборами"... Конечно, не все его строчки могут быть приняты в качестве "нормативной поэзии". Сам Ким об этом говорит легко: "Сочиняя военный марш для какой-то школьной вечеринки, разве мог я тогда подумать, что эту нелепицу будет петь по телевизору военный хор из 500 курсантов? "В штыки! А ну-ка зададим им деру! Труба, труби! Труба, веди! И пусть повезет гренадеру живым с поля брани уйти". И ведь в глаза не бросается, что в русском языке задать можно только жару, а дать — деру, то есть сбежать. Но мне же надо было срифмовать строку с "гренадером"".

Собственно, это давний спор: что такое поэзия сегодня и есть ли объективные критерии для ее оценки?

Можно ли называть поэтами тех, кто относится к слову потребительски, кто в конце концов зарабатывает, рифмуя — пусть и иногда у него получаются всенародно одобренные строки? Или поэтом может считаться только тот, для кого слово и ритм священны и самодостаточны?.. Можно ли считать дилетантами от поэзии Кима, Окуджаву, Высоцкого?.. Спор этот не нов, но каждое время вносит в него свои оттенки.

Алена Солнцева
Автор
Алена Солнцева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе