Поэзия всегда права

21 марта по календарю ЮНЕСКО – Всемирный день поэзии
Некрасовский блокнот репортера

«Всемирную отзывчивость души» как прямое выражение одной из главных черт русского национального характера, кто помнит, разгадал в Пушкине Достоевский.

Выступая в «Обществе любителей русской словесности» в день открытия в Москве памятника Пушкину работы нашего земляка Александра Опекушина, такую свою читательскую догадку Достоевский обосновал так убедительно, что сразу стихли затяжные споры западников и славянофилов о том, кто же мы, русские, откуда мы с вами родом и куда путь держим.


Правда, произошло всё это почти полвека спустя после гибели Пушкина. Да и сегодня, придется нам честно признаться, мы о том великом прозрении классика вспоминаем не часто. Словно бы все никак не решимся признать за собой ту отзывчивость души без границ и международных соглашений, без национальных, религиозных, культурных различий.

Так и живем с ней – осторожно назовем сию странность скромностью – и тема тут для отдельного большого разговора. А пока мы о поэзии как таковой. С Некрасовым у нас еще сложнее, чем с Пушкиным.

Начиная с перестройки всё никак не утихомирится всегда такое упертое и шумное, со своим непререкаемым «или-или» народное некрасоведение - в спорах о том, что она для нас такое сегодня, поэзия Некрасова. Та песня, что по-прежнему нам строить и жить помогает? Или уже музейный раритет, уходящая натура?

Одним из тех исследователей, кто, по его собственным словам «с особым пристрастием», перепрочел Некрасова иначе, стал профессор педуниверситета имени К.Д. Ушинского, доктор филологии, воспитанник МГУ Герман Филипповский.

В монографии «Глубины некрасовского текста», изданной лет десять назад, автор размышляет о том, что душа Некрасова была «истинной христианкой», что это поэт библейских первооснов, начал общечеловеческих. Поэт возвращения к истокам. Из столиц к сельской тишине, из зрелых лет в детство на Волгу, к ее чистым родникам, к памяти о матери, к ее могиле у стен сельского храма. От былых самообманов с призывами к крутому обновлению жизни ломкой ее через колено - к Христовым заветам и покаянию.


Те чистые родники и питали его притчи-иносказания о вечных истинах бытия. Они, эти истины, были для него не какими-то умозрительными величинами, а самой жизнью, даром Создателя.

По мысли автора монографии, были они спасительным духовным резервом поэта. И в «Деде Мазае и зайцах», и в великой покаянной поэме «Мороз, Красный нос», и в «Железной дороге» с ее острым социальным посылом - там есть удивительный сон Вани, где он слышит голос совести – вразумляющий глас Творца.

И в главной своей книге, недописанной, «Кому на Руси жить хорошо» успел он сказать нам что-то самое важное. И про будущее столетие тоже. Как и Достоевский, Некрасов предвидел, что для русского человека настанут времена больших бед, век греха и покаяния.

Поэт уповал на вольного сеятеля. Называл души своих героев пленными, но к бунту, упаси Господи, не призывал. Звал к духовному раскрепощению, к нравственному подвигу во имя Руси. Привычному «Россия» предпочитал, да, это короткое глубинное, из долетописных времен, древнее имя Русь.

«То, о чем идет речь в моей книге, - говорил профессор Филипповский в одном из интервью, - рано или поздно откроется и читателям. По мере того, как сами они будут продвигаться по дороге к Храму. Так что, выходит, Некрасов из тех, чья поэзия всегда у нас впереди».


Золотые слова – «всегда у нас впереди». А как сегодня? Вот в Москве только что заседал общероссийский оргкомитет празднования в следующем году двухвековой годовщины Некрасова. И давайте-ка просто по пунктам проговорим то, на чем сходятся все, ну или почти все из тех читателей, для кого стихи еще что-то в жизни значат и в цифровую эпоху.

Поэзия Некрасова - не мы первые открыли это - растворена в нашей речи как соль в морской воде. Она продолжает влиять на наши чувства, мысли и поступки, даже если мы того не замечаем сами.

Сегодня это один из самых цитируемых поэтов, пишущих на русском языке. Соперничать в этом Некрасов может разве что с Пушкиным. «Вот приедет барин, барин всё рассудит»; «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан»; «Дураков не убавим в России, а на умных тоску наведем»; «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет»; «Сейте разумное, доброе, вечное»…

Ставшие афоризмами некрасовские строки слышны и в повседневном общении людей, далеких от поэзии, и в лексиконе политиков и общественных деятелей, уж не говоря о телевизионных ток-шоу.

А как любят стихи Некрасова в наших национальных общинах, читатели журнала «Содружество культур» знают по недавней публикации «Некрасов на языках народов России» (выпуск №1 за 2019 год).

Картинки по запросу "52 некрасовский праздник поэзии"

Накануне Всемирного дня поэзии - 2020 заглянули мы и в наш блокнот репортера, заполненный в день последнего 52-го Всероссийского некрасовского праздника поэзии «Наш мир – театр», посвященного Году театра.

В первую субботу июля по традиции начинался он возложением цветов к памятнику поэту на Волжской набережной в Ярославле, хлебом- солью у ворот некрасовской усадьбы в Карабихе и продолжался на всех, без малого двадцати, площадках литературно - мемориального музея, в залах его экспозиций и под легкий летний дождичек на свежем воздухе по всей усадьбе.

На летней эстраде далеко за полдень шло большое концертное действо – театральная программа «Звучит некрасовское слово», фольклорная массовка «Волжские гуляния», сольное выступление с чтением стихов, песнями под гитару, актерскими байками специального гостя из Москвы народного артиста России Юрия Чернова.

По периметру Верхнего парка развернули свои палатки с мастер - классами народных ремесел литературные музеи России: музей - квартира Некрасова на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге, московские музеи Александра Пушкина и Сергея Есенина, музеи Федора Тютчева в Овстуге Брянской области, «Щелыково» Александра Островского в костромском Верхневолжье.

Свой мастер-класс раскрашивания в народных традициях белорусов деревянной игрушки – Медведя с ярославского герба развернул наш Дом – музей Максима Богдановича, поручив вести мастер-класс своему научному сотруднику Екатерине Меньшиковой.

Сами поэты всех поколений, как всегда, чувствовали себя в тот день в гостях у Некрасова именинниками, независимо от возраста и творческого статуса.

Снова собрались они в Нижнем парке Карабихи. На поляне, той самой, где в тени под старым дубом Некрасов, по воспоминаниям его близких, читал написанные здесь в Восточном флигеле усадьбы главы из поэмы о декабристах и их женах «Русские женщины».

Тот дуб по причине своего почтенного возраста до наших дней не дожил, на его месте сотрудники музея посадили красивую пихту. Это теперь взрослое тенистое дерево, а поляну с расставленными на горке, раскрашенными во все цвета радуги чурбаками вместо лавок так по-прежнему и называют Поэтической - и без всяких кавычек.

Картинки по запросу "52 некрасовский праздник поэзии"

Вел эту, почти пятичасовую, звонкоголосую сходку ярославец Владислав Шашкин. «Бурлит литературный вал, // И держит молодость штурвал, // Храня сакральные слова: // А всё ж поэзия права!». Есть такие строчки в его стихотворении «Карабиха».

Всё в точности так происходило здесь и на этот раз. Литературный вал вдохновенно бурлил до самого вечера. Оправдывая реноме интеллектуала и эрудита, Владислав (к слову, юрист по профессии) каждого, кто выходил к микрофону, напутствовал бодрящей цитатой из великих. В разбросе имен, от Байрона и Драйзера до Тургенева и Вампилова.

Стихи читали соискатели призов и дипломов сразу нескольких фестивалей: региональных отделений писательских союзов России, молодых и совсем юных стихотворцев, семинара молодых литераторов «Поэзия Золотого кольца», конкурса посвящений «На память в альбом».

Среди тех, кто достойно защищали честь ярославской лиры, были Любовь Новикова, Надежда Кудричева, Владимир Перцев, Юлия Зайцева, Владимир Деко из Ростова Великого, Алексей Ярославцев из Гаврилов – Яма.

Самому младшему из призеров, победителю конкурса стихов в альбом Матвею было девять лет. Приехал на праздник и член армянского общества «Наири» Борис Айвазян, автор десяти книг стихов и прозы; три из них, изданные в Ярославле, написаны на русском языке. Участнику литобъединения «Волжане» Борису Асцатуровичу Айвазяну - за восемьдесят пять. У него двенадцать внуков!


За полдень у парадного входа в Большой усадебный дом под долгожданным солнышком, наконец - то выглянувшим из-за облаков, в нешироком, но довольно плотном зрительском кругу самых стойких любителей поэзии, награждали победителей конкурсов.

Из ярославцев дипломы первых призеров, названных независимым народным жюри, получили Надежда Кудричева (диплом лауреата), Юлия Зайцева (специальный приз «Зрелость молодости») и Алексей Ярославцев («За поэтический метафоризм»).

Под занавес праздника снова звучали стихи Некрасова – аудиозаписи их актерского исполнения озвучивали впечатляющее пантомимное представление студентов театрального института, артистов ярославских театров и любительских студий.

В костюмированном шествии видели мы хорошо узнаваемых некрасовских героев. И Мороза-Воеводу, и Генерала Топтыгина, и волжских бурлаков с лямкой через плечо. И легендарного спасателя зайцев старого охотника деда Мазая, чьим именем назван в Карабихе детский музей-игротека.

Конечно, были среди них и завсегдатай праздников поэзии дядюшка Яков, и другие знаменитые, хоть и безымянные коробейники, прославившие автора песней «Ох, полным полна коробушка» - еще при жизни поэта ее запела вся Россия.


Некрасовские записи в блокноте репортера заканчивались пометкой для памяти – чем-то вроде задания на дом, данного самому себе: подтвердить строку «Поэзия всегда права» одним из стихотворений Некрасова.

Каким именно, не сказано, зато есть ссылка на то, где подсказку искать. В знаменитой анкете, составленной молодым литературоведом и поэтом Корнеем Чуковским в 1919 году и через семь десятилетий повторенной «Литературной газетой».

Правда, дальше в блокноте был чистый лист. По каким-то причинам не удалось тогда такое интересное домашнее задание выполнить. Что ж, в самый раз заняться им сейчас.

На десять вопросов Чуковского об отношении к поэзии и личности Некрасова отвечали Ахматова, Горький, Блок, Маяковский, а в наши дни и Алигер, и Евтушенко, и Винокуров, и Владимир Соколов.

В ответе на вопрос «Какие стихи Некрасова вы считаете лучшими?» чаще других упоминается «Внимая ужасам войны». Написано было оно в 1855 году, под конец Крымской войны – как принято считать, под впечатлением от «Севастопольских рассказов» Льва Толстого, напечатанных Некрасовым в журнале «Современник».

Давайте его просто почитаем. И полтора с лишним века спустя, в российский Год памяти и славы чтение наше обещает быть поучительным для всех. Чем-то вроде теста на крепкую память. И особенно для тех, кто подзабыл значение старинного слова «победа» - после беды».

Внимая ужасам войны,
При каждой новой жертве боя
Мне жаль не друга, не жены,
Мне жаль не самого героя…
Увы! утешится жена,
И друга лучший друг забудет;
Но где-то есть душа одна –
Она до гроба помнить будет!
Средь лицемерных наших дел
И всякой пошлости и прозы
Одни я в мире подсмотрел
Святые искренние слезы –
То слезы бедных матерей!
Им не забыть своих детей,
Погибших на кровавой ниве,
Как не поднять плакучей иве
Своих поникнувших ветвей…

Картинки по запросу "памятник некрасову"


Блокнот репортера листал Юлиан Надеждин, корреспондент журнала «Содружество культур».

Автор
Юлиан Надеждин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе