Сергей Лукьяненко: «У писателей, увы, нет времени на кризис среднего возраста!»

Сегодня автору «Ночного дозора» исполняется 45 лет

Накануне своего дня рождения самый популярный фантаст страны ответил на вопросы «Комсомолки».

«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ САМА ИДЕЯ «ТОТАЛЬНОГО ДИКТАНТА»

- Сергей, когда мужчине исполняется 45, принято считать, что у него в разгаре кризис среднего возраста. Вам это состояние знакомо?

- Кризис среднего возраста - нормальное состояние человека, который внезапно понимает, что он уже построил свой дом, вырастил или хотя бы зачал детей и посадил дерево. Разумеется, полно примеров, когда люди резко меняли свою жизнь и в более позднем возрасте, но в массе своей, с точки зрения природы, мужчина уже свою функцию выполнил. От этого и кризис, и резкие метания из стороны в сторону с целью доказать - в первую очередь себе - что я еще о-го-го!

- Описываете правдоподобно.

- Да, но у писателей, к сожалению, на такую роскошь как кризис среднего возраста времени нет. Нам хватает и творческих кризисов, которые следуют гораздо чаще, когда кажется, что все не то, не так, книги написаны неправильные, пишутся еще хуже. Так что каждому человеку - свой кризис и свои способы его преодолеть.

- Самая обсуждаемая тема последних дней в литературном мире — скандал с текстом «тотального диктанта», который не понравился ульяновскому губернатору. Вы как к замене текста отнеслись?

- В самом слове «тотальный диктант» мне что-то не нравится. Во-первых, я ненавижу диктанты еще со школьных времен. В диктанте есть что-то от диктата. Во-вторых, я не люблю все тотальное, оно уж очень близко к тоталитарному. Дина Рубина - интересный писатель, то, что она живет в Израиле не делает ее чужой для русской литературы, но сам текст диктанта мне, уж простите, показался не слишком-то достойным такого громкого мероприятия. Скандал по поводу губернатора меня вообще поражает. У нас что, «тотальный диктант» является государственным мероприятием? Тех, кто его не пишет, надо сурово наказывать? И люди, которые его продвигают, считают себя либералами, или всерьез уверены, что тридцать тысяч человек, написавших диктант - это изменение морали, а не проверка грамотности?

Сергей Лукьяненко хотел закончить сагу с «Дозорами», но передумал, поэтому Антон Городецкий появится и в новых книгах.

Фото: РИА "Новости"

- Ну вот как раз вплетение сюда вопросов морали и изумляет больше всего, разве нет?Вас вообще внезапно вспыхнувшая борьба за нравственность любой ценой не раздражает?

- Если писатель хочет бороться за нравственность и мораль - он должен делать это в своих текстах. Читатель, прочитавший роман, должен захотеть стать лучше. Добрее. Честнее. Культурнее. Задуматься о себе, о жизни, о власти, о народе. Да хоть бы перестать мусорить на улицах! А то, знаете ли, мне знакомы очень грамотные люди, которые в жизни были полнейшими свиньями без следов морали и совести. Надо бороться за то, чтобы на людей не текла грязь с телеэкранов, чтобы нашу ужасающую школьную реформу забыли как страшный сон, чтобы образцами для молодежи были ученые, летчики, инженеры, военные, учителя, люди реально трудящиеся для страны и народа, а не «светские львицы», модные певцы или разбогатевшие в девяностые годы олигархи. А «тотальный диктант»... Ну это смешно. Пар, уходящий в свисток.

«МНЕ НЕЗВЕСТНЫ ПРИМЕРЫ ИСПОЬЗОВАНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ НЕГРОВ»

- Еще одна периодически всплывающая тема в писательском мире - «литературные негры». Некоторые дамы-детективщицы не успевают опровергать, что пользуются их услугами. Вы им верите?

- Тут несколько аспектов. Есть, во-первых, так называемые «проектные авторы» - когда под придуманным издательством псевдонимом пишут, на более или менее рабских условиях различные авторы. Это чисто коммерческие продукты, но все участники их производства знают, на что идут. Все более-менее честно. Во-вторых, существуют подозрения, что за определенных авторов пишут «литературные негры». Все может быть, но я к примеру знаю, что одна из наиболее часто подозреваемых в этом дам-детективщиц пишет от руки, и даже в издательство сдает рукописи. Сомневаюсь, что она пользуется наемным трудом, а потом старательно переписывает романы, просто есть люди, которые пишут быстро и много. В-третьих, существуют книжные серии, где на обложках обозначены два автора, один - более известный, другой - менее. Как правило, в таких случаях менее известный автор пишет большую часть текста, более известный - осуществляет некое общее руководство и своим именем как бы ставит знак качества, привлекает читателей. Это просто форма соавторства, но опять же - я знаю несколько соавторов, работающих вместе очень давно, весьма популярных, но при внутренняя «кухня» очень разнится - один человек может придумывать историю, героев, а другой все это записывать, грубо говоря - есть стратег, а есть и тактик. Аморальным, но вряд ли противозаконным - уверен, что там все оформлено юридически точно - может считаться разве что второй случай, когда один человек сдает тексты, а на него работает команда безвестных писателей. Но мне лично такие случаи незнакомы. Меня самого, кстати, обвиняли и в том, что я пользуюсь «литературными неграми», и в том, что я - «проектный автор». Это нормально. Людям нравится ниспровергать и обличать, это в человеческой природе.

«ВСТАЮ РАНО, ЛЮБЛЮ ВЫПИТЬ»

- Вы довольно открытый для читателя писатель — у вас есть хороший личный сайт, есть блог. При этом вы практически никогда не рассказываете о другой стороне своей жизни. Каков Сергей Лукьяненко в быту? Любит ли выпить? Ленивый ли он? Жаворонок или сова, в конце концов?

- На самом деле я считаю, что информация о том, что любит выпить писатель, лысый он или бородатый, умеет ли петь и танцевать, никакого отношения к писателям, читателям, книгам и искусству вообще не имеет. Вам что-то дает знание того, что Бальзак любил кофе, а Хемингуэй - дайкири? Это изменит их книги? Ну давайте, попробую ответить по списку. Мне очень нравится принцип "ни дня без строчки", но сам я, увы, его не исповедую. Если текст не идет - то я в этот день не пишу. Романы я пишу по-разному, бывает, что пишу книгу от начала и до конца за два-три месяца, а бывает - что на роман уходит больше года. Самое забавное, что это никак не сказывается в итоге на популярности и никогда не угадывается читателями, порой о самых "быстрых" романах слышишь одобрительные отзывы: мол, сразу видно, над этой книгой автор работал долго и тщательно. Я ленивый человек, лень вообще двигатель прогресса. Но, к сожалению, лениться скучно, поэтому предпочитаю работать. Ночью я предпочитаю спать, так что скорее жаворонок - по московским меркам просыпаюсь достаточно рано, часов в семь утра. Это, кстати, очень мешает существовать в одном ритме с киношниками, у них как правило совсем другой график. К алкоголю я отношусь дружелюбно, как и большинство писателей. Хотя я знаю трех-четырех, которые вообще не пьют - увы, это связано с другими способами расслабления, порой более вредными. Работа писателя легка физически, но для нервной системы она на грани перегрузки, надо "заземляться", сбрасывать избыток эмоций, отработанные чувства. И тут ничего лучшего, чем бокал белого вина человечество не придумало. Только не надо путать бокал белого вина и стакан водки, последствия не заставят себя долго ждать.

- Вы — многодетный отец. Накладывает ли это какой-то отпечаток на вашу основную деятельность? Существует ведь стереотип, что дети отнимают много времени, которым можно было бы распорядиться совершенно иначе.

- Многодетный отец я недавно, дочке нет и пяти месяцев, но большую семью я хотел всегда. Разумеется, дети требуют - слово "отнимают" тут неуместно - время и сил, но сама постановка вопроса меня удивляет - я живу для себя и своей семьи, а не для того, чтобы выдать большое количество романов в единицу времени. Есть люди, которые отказываются и от брака, и от детей ради работы - я могу понять такую точку зрения , но это совершенно не мое.

Александр НЕЧАЕВ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе