6 октября 2010 ● Александр ЕРМАК
Вроде бы полки под потолок забиты книжками российских писателей. Но взгляд скользит по корешкам и не цепляется. Классика в основном уже прочитана. Детективами, фантастикой и любовными романами не увлекаюсь. Вот современную «авторскую» прозу почитал бы с удовольствием. Но она представлена в магазинах двумя десятками авторов, с творчеством которых я уже ознакомился достаточно давно. Сегодня мы как будто в параллельных мирах существуем – современные писатели и современные читатели. Они пишут, а мы их читать не можем. Почему так случилось?
Этот вопрос задают себе и окружающим очень многие, имеющие отношение к издательскому и литературному делу. В ответах же сплошь и рядом упрёки в адрес тех, кто, собственно, и выпускает книги, – в адрес издательств художественной литературы. Их обвиняют прежде всего в чрезмерной консервативности. За двадцать лет перехода от плановой экономики к рыночной издательства в отличие от многих предприятий в других отраслях так и не перестроились. Да, преобразовались во всяческие ЗАО, ООО, ИЧП и т.д. Но овладеть в полной мере действительно рыночными подходами до сих пор не научились. Например, как примета нового времени появились в издательствах отделы маркетинга. Однако укоренилась в них поросль сотрудников, умеющих лишь важно раздувать щёки да повторять как заклинание: «Спрос рождает предложение». При этом они даже не догадываются, что недоучили вторую часть этого важнейшего маркетингового закона: «так же как и предложение рождает спрос».