— Серия «Уроки русского» — самый последовательный и цельный издательский проект последних лет. И вместе с тем там пересеклись авторы разных поколений и, скажем так, разных концепций письма. Сформулируйте свой принцип и логику отбора. Бывает так, что вы понимаете: это хороший текст, но не наш?
— Я просто хожу и собираю хороших писателей: они, как ядовитые грибы, в России никому не нужны. И тут далеко ходить не надо, если есть финансовые возможности крупного издательства: стоит только оглядеться хорошенько, и вот они — нужные авторы. Авторы с непростым, тяжелым, но живым письмом. Когда литература делается не от ума, изящества и стремления к ханжеской гладкописи, а когда созданию книги подчинена вся жизнь интересного человека. Такое вот строгое мастерство. И при всем при этом хороших текстов не так много, так что я ими не разбрасываюсь и, если могу издать книгу, издаю без сомнений.
— Писалось ли что-то под заказ специально для «Уроков»?
— Книга Анатолия Гаврилова «Вопль впередсмотрящего» написана для «Уроков русского» практически с нуля.
— С чем, на ваш взгляд, связано закрытие «Аттикусом» такого имиджевого проекта, как «Уроки»? В нормальной ситуации крупные издательские дома стараются такие проекты заполучить, а не избавляться от них.
— Так ведь «Аттикус» и заполучил этот проект. Думаю, это хороший вклад корпорации в русскоязычную культуру слова. В этом отношении Аркадий Витрук, генеральный директор ИД «Азбука-Аттикус», и Ольга Морозова, бывший главный редактор, сделали очень много, и мне было приятно с ними сотрудничать.
—Кого собираетесь издавать и в каком направлении развиваться?
— 19 января пройдет презентация тринадцатой по счету книги серии — сборника рассказов Михаила Новикова «Природа сенсаций». Дальнейшие планы раскрывать не буду, но «Уроки русского» останутся уроками русского. Люди, которые трудились непосредственно над созданием книг серии в издательском доме «Азбука-Аттикус» (дизайнер Дмитрий Захаров, художественный редактор Алла Хемлин, художник Антон Тотибадзе. — «МН»), теперь работают со мной в «НЛО».
—В «Аттикусе» при всех «но» вы работали в большом издательском доме, ведущем сотни проектов. По большому счету никто вас там не корректировал и не контролировал, просто потому что менеджеры ничего не смыслили в современной русской литературе. «Новое литературное обозрение» — издательство совсем иного рода: оно связано с определенным кругом авторов и критиков. Не боитесь, что это будет давить?
— В «Аттикусе» мне иногда приходилось выступать перед менеджерами отдела продаж, объясняя, как позиционировать книги серии на рынке, зачем они нужны и почему мы их издаем. Это были довольно жесткие сцены, так как возникало непонимание, возведенное в степень. Однажды во время выездного корпоратива (мы ездили на несколько дней в подмосковный пансионат «Звенигородский») эти суровые семейные женщины из отдела продаж украли у меня лыжи, видимо, просто со злости. В «Новом литературном обозрении» такое немыслимо, тут работают эрудированные профессионалы с высоким уровнем рефлексии. И с задумчивыми интеллигентами всегда проще найти язык, нежели с воинами маркетинга.
Наталия Бабинцева
Московские новости