Время учиться… читать

В наш стремительный XXI век, когда поток информации обрушивается на человека буквально со всех сторон, надо… заново учиться читать. Причем как взрослым, так и детям. Проблемы качества образования и грамотности современного общества обсуждались в ноябре на семинаре, организованном для ярославских библиотекарей и учителей, который провели президент Русской ассоциации чтения кандидат психологических наук Наталья СМЕТАННИКОВА и вице-президент РАЧ, заведующая отделом социологических исследований Российской государственной детской библиотеки Вера ЧУДИНОВА.
С этими известными во всем мире специалистами, приехавшими отметить день рождения ярославского отделения РАЧ, которому этой осенью исполнился ровно год, удалось побеседовать нашему корреспонденту.

– Насколько я знаю, сегодня специалисты бьют тревогу по поводу того, что интерес к чтению упал во всем мире. Говорят также, что в нашей стране эта проблема стоит особенно остро. Звучит довольно сенсационно. Ведь в обществе распространено прямо противоположное мнение: многие уверены, что Россия вслед за Советским Союзом является одной из самых читающих стран в мире...
Вера Чудинова: – Опровергнуть или подтвердить это мнение невозможно – СССР ведь не участвовал ни в одном международном исследовании по чтению и грамотности. А вот первые же международные исследования, в которых приняла участие Россия, показали, что мы очень плохо смотримся на фоне западных стран, где проблема падения интереса к чтению тоже стоит очень остро: не зря ООН объявила 2003–2012 годы десятилетием грамотности.

– А каковы причины падения этого интереса?
Наталья Сметанникова: – В нашей стране интерес к печатному слову резко упал с приходом на рынок мультимедийных средств. В России не сразу осознали, что их можно использовать параллельно с чтением книг.
А вообще, у этой проблемы более глубокие корни. У чтения ведь несколько миссий. Первая – воспитательная – сложилась еще в XV – XVI веках, когда художественная литература стала средством приобщения к общечеловеческим ценностям. В XIX веке появилось деловое, профессиональное чтение. Именно оттуда пошло быстрое чтение. Убеждение, что оно помогает быстрее обрабатывать информацию, держалось довольно долго.
Однако в середине ХХ века количество информации стало таким, что все поняли: читать надо совершенно подругому. Сегодня процесс чтения в первую очередь предполагает выдвижение гипотезы и ее последующую обработку мозгом: до момента подтверждения или отклонения. Причем чем больше человек начитан, тем его гипотезы ближе к авторским, тем лучше он может предугадывать содержание текста. Наше же школьное образование построено на заучивании материала.

– Но как же так получается: люди учатся в школах, затем получают высшее образование, а читать не умеют?!
Вера Чудинова: – Это происходит потому, что образование как общественный процесс не успевает подстроиться под быстрый темп жизни. С 2000 года в мире начались исследования уровня образования по трем предметам: чтению, математике, естествознанию. В первом эксперименте участвовали 32 промышленно развитые страны. Россия оказалась на 28м месте. Дальше результаты стали еще хуже. Пришло перестроечное поколение, которое практически не читало, и среди 44 стран­участников исследования мы заняли 42е место.
А в 2009 году впервые в мире провели исследование, посвященное чтению с экрана и с печатного листа. В нем участвовали 15летние школьники. В ходе эксперимента выяснилось, что наши дети более или менее хорошо читают литературные тексты, но совсем плохо – научные. Соответственно, понимание таких школьных предметов, как физика, химия, география, у них составляет не более 50 процентов. Это очень низкий уровень.

– Это происходит потому, что нашему образованию далеко до совершенства?
Наталья Сметанникова: – Не только. Ведь если родители с детства приучают ребенка к книге, он растет с пониманием, что чтение – это ценность. Такой школьник пойдет и в книжный магазин, и в библиотеку. Он будет хорошо учиться в школе. А задача учителя и библиотекаря состоит в том, чтобы грамотно вести его по информационной лестнице вверх. Допустим, если на уроке изучается двигатель внутреннего сгорания, то библиотекарь должен предоставить учителю всю литературу на эту тему вплоть до стихов. А учитель – ученикам.

– Но это же практически полная перестройка образования!
Наталья Сметанникова: – Да. Но если мы сейчас не сделаем этого, а будем продолжать твердить, что мы самая читающая страна в мире, что наш библиотекарь, который только выдает книжки, прекрасно справляется со своими обязанностями, что наш учитель, который пришел и рассказал детям параграф из учебника, замечательный педагог и что наше образование – самое лучшее в мире, то все это может закончиться как у Айтматова: «Страна, которая выбрасывает книги, кончит тем, что ее жители будут греться у костра, разведенного из этих книг».

– Но если наши дети не умеют читать, то почему российские школьники, которые учатся по обмену в других странах, часто показывают результаты намного выше, чем коренные англичане или французы?
Наталья Сметанникова: – Потому что это ученики гимназий, специализированных школ, где сильное гуманитарное образование, где дети изучают по два­три иностранных языка: постоянные занятия с текстом очень хорошо развивают мышление. А вот в обычных, неспециализированных школах таким занятиям отводится очень мало времени. После четвертого класса уроки чтения там заканчиваются, хотя для поддержания навыка надо прочитывать не менее 12 страниц в день. В среднем звене и старших классах всего два часа литературы, при этом школьники изучают не само произведение, а информацию, о чем оно. Меж тем упор должен быть сделан именно на чтение и написание сочинений.
При этом в нашей стране действительно очень способные дети, и вообще творческий потенциал россиян намного выше среднего. Но, к сожалению, он не используется и целенаправленно не развивается.

– А как вы относитесь к мнению, что читать уже не модно, что творческие люди не реалистичны, не практичны?..
Вера Чудинова: – Такое мнение создается нечитающими людьми, теми, кто не добился в жизни успеха. Они, вероятно, не знают, что передовые, понастоящему успешные люди развивали навык работы с информацией с детства, что все они много читали и читают сейчас.
Отрицательное отношение к художественной литературе необходимо менять. Надо создать в школах моду на чтение, способствовать росту авторитета читающих детей. Особенно это важно в подростковом возрасте. В это время школьных предметов становится много, а работа с текстом практически отсутствует. В итоге подростки пытаются учить параграфы учебника наизусть, а поскольку это очень тяжело, и вовсе забрасывают учебу. Она им неинтересна.

– Может быть, это происходит потому, что качество современной литературы очень сильно упало? Нынешние школьники если и читают, то книги типа «Гарри Поттера»...
Вера Чудинова: – Было бы прекрасно, если бы в нашей стране нашлась писательница, которая на базе нашего фольклора написала бы семь книг – от 600 до 1000 страниц каждая. «Гарри Поттер» – это современная сказка, которая вернула английских детей к литературе. И Англия сегодня занимает одно из первых мест в Европе по чтению. Таким же писателем для Франции является Даниэль Пинак. Эти авторы точно определили, что хотят читать современные подростки. А первые места в международных рейтингах стабильно занимает Финляндия. И знаете почему? Десять лет назад в финских школах ввели так называемые молчаливые уроки. На них ученики самостоятельно читают учебник, а учитель помогает каждому ребенку устранить трудности в понимании текста. Казалось бы, такой простой метод! Но он работает!

– Что сейчас важнее: вернуть к чтению взрослых или научить читать детей?
Наталья Сметанникова: – Над этой проблемой надо работать всем вместе – школам, библиотекам, книжным издательствам, профессиональным сообществам. Например, губернатор Ульяновской области начал свою деятельность с введения обязательных диктантов для сотрудников администрации. И предупредил: «Если не будет прогресса, последуют увольнения – люди, которые не могут составить письмо и пишут с ошибками, не имеют права работать в сфере управления». Разве это не справедливо?

КОМПЕТЕНТНО
Елена ШУТОВА, заместитель директора по учебной работе СОШ № 2:
– Если в начальной школе родители занимаются с детьми, то в средних классах у ребят падает техника чтения, они хуже воспринимают информацию. Для привлечения школьников к чтению наши учителя подбирают интересную литературную программу, проводят уроки «Речь и культура общения», ребята готовят выступления по актуальным проблемам. Учителя обсуждают с учениками прочитанные книги, делают обзоры литературы, интересной для всех возрастов. Но все-таки самое эффективное средство – это домашнее чтение.

КОМПЕТЕНТНО
Татьяна ВОЛОДЬКО, заведующая организационнометодическим отделом Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого:
– Проблема действительно существует, но в основном в среде подростков. Из старшеклассников серьезно относятся к чтению те, кто собирается поступать в вузы. В 2007 году мы вместе с ЯрГУ проводили исследование. Его результаты показали, что 30% подростков заменяют чтение книг Интернетом. Поэтому мы активно используем его ресурсы для привлечения старшеклассников к чтению. Например, сейчас проводим городской электронный форум — выставляем электронные презентации книг на нашем сайте, и дети голосуют за самые интересные. На втором этапе ребята сами будут готовить презентации любимых книг.
Городские новости


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе