Ярославская земля объединила авторов золотого фонда военной поэзии

Марк Лисянский, Ольга Берггольц, Лев Ошанин, Алексей Сурков — имена, знакомые нам со школьной скамьи.
Мы, выросшие в мирное время, узнавали о войне, в том числе из стихов этих авторов. Но всех их объединяет одно — в разные годы местом их проживания была Ярославская область. 

В ноябре 1941-го года, после лечения в ярославском госпитале, возвращаясь к месту службы через столицу, возле редакции журнала «Новый мир» из кузова полуторки выпрыгнул младший лейтенант. Он вбежал в помещение, бросил на стол редактора тетрадный листок и так же быстро убежал. На листке карандашом были наспех написаны строки: «Я по свету немало хаживал, жил в окопах, в землянке, в тайге. Похоронен был дважды заживо, знал разлуку, любил в тоске». 

Уже в следующем номере «Нового мира» вся страна читала: «Но всегда я привык гордиться. И везде повторял я слова: "дорогая моя столица, золотая моя Москва!».

Молодым поэтом был Марк Лисянский. На войну он уходил из Ярославля, куда был призван на срочную службу, и где остался потом жить и работать. Именно его строчки дадут начало будущему гимну столицы.

Поэзия солдатского сердца — так называют литературное наследие другого автора — Алексея Суркова. Главный герой всех его стихов о войне — простой солдат. Шестнадцать «домашних» строк из письма к жене тоже не обещали стать песней. Оно было написано осенью 1941-го года после одного очень трудного для уроженца Рыбинского уезда, бывшего редактора ярославской газеты фронтового дня, тяжёлого боя под Истрой. Впервые «В землянке» была опубликована в газете «Комсомольская правда» 25 марта 1942 года.

«В честь поименованных дивизий, гордости народа моего, эта буря, гром, салют и вызов. Это яростное торжество» — так писала о победе ленинградская поэтесса Ольга Берггольц. Ее голос стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда, помогая людям жить и бороться. Но мало кто знает даже из ярославцев, что несколько детских лет Оля провела в Угличе. В 1918 году ее вместе с сестрой мать увезла сюда из Петрограда, пока отец воевал на фронтах Гражданской войны. Берггольцы жили в бывших кельях Богоявленского монастыря. В Угличе 10-летняя девочка Ляля Берггольц написала свои первые стихи. «Никто не забыт, и ничто не забыто» — эти слова О. Берггольц увековечены на стене Пискарёвского кладбища в Лениграде.

На смотровой площадке рыбинской набережной с 2003-го года стоит памятник: немолодой уже мужчина в очках, задумавшись о чем-то, смотрит на воду. В руках — заложенная пальцем книга. Это — знаменитый поэт-песенник Лев Ошанин, автор текста песен «Течет река Волга», «Солнечный круг», «А у нас во дворе». Но это — гораздо позже. А в 40-х Лев Иванович, с трудом попавший на передовую из-за слабого зрения, пишет о том, что видел и прожил вместе с миллионами своих соотечественников.



Марина Ромакина
Автор
Марина Ромакина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе