Юлия Друнина: Если бог есть, он поймет меня

Слова любви — их словно становится меньше на свете, искренних, ярких. А необходимость в них все острее, просит душа нежности и доброты. Прочтите Юлию Друнину. Она умела любить и умела, как никто, сказать об этом. Жила, горела и писала о любви. Она хотела многое сказать — и сказала, она хотела многих согреть — и согрела. Она светила, пока могла…

10 мая день рождения Юлии Друниной. Для многих имя этой талантливой русской поэтессы ХХ века прочно связано с Великой Отечественной войной. Именно война и любовь были лейтмотивом ее творчества — ею написано лучшее о войне, о женщине, сражающейся на войне, и о любви "Ты — рядом, и все прекрасно…", "Теперь не умирают от любви", "Не бывает любви несчастной…"

Родилась Юлия Друнина в 1924 году в Москве в семье учителей. Мама преподавала в школе немецкий язык, отец был директором школы и учителем истории. Одно из первых стихотворений "Мы вместе за школьной партой сидели…" в конце 30-х принесло юной поэтессе победу в конкурсе на лучшее стихотворение. Первый успех принес огромное желание стать литератором. Но отец не верил в литературное будущее своей дочери. Возможно потому, что сам был поэтом, но успеха на этом поприще так и не сыскал. "Он-то знал, что на Парнас пробиваются единицы. Почему я должна быть в их числе?…" — сама Юлия всегда верила и в себя, и в свою звезду.

Великая Отечественная война для многих из этого поколения разом перечеркнула творческие надежды на долгие 1418 дней и ночей. Но в случае с поэтом Друниной, не перечеркнула, а, напротив, подчеркнула и ее судьбу, и ее дарование.

Юлия Владимировна Друнина, Друня, как ласково и озорно называли ее одноклассники, повзрослела сразу, как только поняла масштаб случившегося с ее страной и с ее народом. В первые же дни войны она записалась в добровольную санитарную дружину при районном обществе Красного Креста, работала санитаркой в госпитале, затем ушла добровольно на фронт. Вот как она напишет об этом в тяжелом 1942-м:

Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать",

Потому что имя ближе, чем "Россия",

Не могла сыскать.

В одном из боев 18-летняя санитарка пехотного полка Юлия Друнина была тяжело ранена. Последовало долгое лечение в госпитале, а затем учеба в Школе младших авиаспециалистов. Вскоре курсант Друнина получила направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Все это время, в окопах и на больничной койке в госпитале, на обрывках бумаги, кусочками карандашей Юлия Друнина писала всю правду о себе и о войне. Но этого ей было мало. Она рвалась на фронт. Применив хитрость, обманув всех ради стремления по-настоящему служить Родине, быть в гуще событий, Друнина вновь попадает в ряды действующей армии, получив направление в 218-ю стрелковую дивизию. О том, что пришлось ей пережить в страшном 1943-м, она написала в своем знаменитом стихотворении:

Я только раз видала рукопашный.

Раз — наяву. И тысячу — во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Трудно представить, что хрупкая 19-летняя девушка на себе испытала все тяготы войны. Она писала:

…И откуда взялось столько силы

Даже в самых слабейших из нас?

Что гадать! — Был и есть у России

Вечной прочности вечный запас.

Судьба как будто испытывала ее запас прочности. Она второй раз была ранена, но вновь вернулась на фронт. Старшина медицинской службы Друнина воевала в Белорусском Полесье, затем был 3-й прибалтийский фронт. В 44-ом была контужена и признана негодной к несению воинской службы. Это решение прозвучало как приговор. Но оружие поэта — это его перо. Поступив в Литературный институт, Друнина начинает активно заниматься поэтическим творчеством. И уже в 45-м в журнале "Знамя" выходит первая подборка ее стихов.

Ее поэзия, опаленная осколками снарядов, выношенная в окопах, выстраданная под пулями и бережно сохраненная под пыльной шинелью, сразу произвела большое впечатление на читателей. Мирная жизнь привнесла в творчество Друниной и новый лейтмотив — любовь. Именно за эти мотивы так любит стихи Друниной каждое молодое поколение. Именно ее словами мы часто говорим своим любимым:

Ты - рядом, и все прекрасно:

И дождь, и холодный ветер.

Спасибо тебе, мой ясный,

За то, что ты есть на свете.

Конец 1980-х годов — страну захлестнула мутная волна фальсификаций, искажающих историческую правду. Государство словно забыло о ветеранах и их подвиге. А Друнина боролась за память, за правду, за ветеранов, за себя… Боролась пока были силы.

21 ноября 1991 года, окончательно разочаровавшись в происходящем, поэт Юлия Владимировна Друнина ушла из жизни. Добровольно. Она все и всегда делала добровольно, как велело ей сердце. В последнем письме она так объяснит свой уход из жизни: "Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно, только имея крепкий личный тыл… А я к тому же потеряла два своих главных посоха — ненормальную любовь к Старокрымским лесам и потребность творить… Оно лучше — уйти неразрушенной, душевно несостарившейся, по своей воле… если Бог есть, он поймет меня…" Ее пронзительные последние стихи звучат как вызов нам:

Но боюсь, что и вы бессильны.

Потому выбираю смерть.

Как летит под откос Россия,

Не могу, не хочу смотреть!

Она светила, пока могла… А когда не осталось сил — угасла. А слова о жизни и любви, ею сказанные и написанные остались. Для нас с вами. Читайте их. Читайте Юлию Друнину.

Кирилл Соколов

Правда.Ру

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе