15 фильмов о главном. Краткий гид по "Бритфесту-2011"

Закончился московский фестиваль "Новое британское кино", который уже стал "петербургским", "екатеринбургским" и "нижегородским". Примечательно, что фестиваль британского кино почти на каждый сеанс собирал людей в разы больше, чем фестиваль американского кино, прошедший чуть раньше, – хотя организаторы обоих мероприятий были одни и те же. Очевидно, что, по крайней мере, в этот раз программа "Бритфеста" была интереснее "Амфеста". Или мы наблюдаем редкий случай аудитории, считающей британское независимое кино интереснее независимого же кинематографа США? Так или иначе, во многом программа Бритфеста была живее из-за приглашенных гостей. Среди прочих два своих фильма приехал представить молодой британский режиссер Бен Уитли.

Первая и дебютная картина режиссера "Убийство – дело семейное" (Down Terrace, 2009) – черная комедия про то, как нетрудно догадаться, семья осуществляет многочисленные убийства близких и друзей.


Второй фильм режиссера "Список смертников" (Kill List, 2011). По сюжету киллеру-фрилансеру, хорошему отцу и так себе мужу, который не приносил деньги в дом уже восемь месяцев кряду, предлагают не слишком сложную работу – убить трех человек. Вместе со своим лучшим другом они отправляются на задание. Однако прежде чем начать вычеркивать из списка имена, они заключают сделку, которую подписывают со своим работодателем кровью. Да и убить-то нужно вроде бы ни в чем неповинных людей – священника, библиотекаря и члена парламента. А еще странно то, что все жертвы благодарят своего убийцу и встречают смерть от него стоически. Далее 20 минут экшена и развязка, которую Бен Уитли объяснять зрителям, пришедшим с ним встретиться, наотрез отказался.


Также в Москву приехал еще один молодой талант - Филип Кокс, чтобы представить свою очень качественную документальную ленту "Бенгальский детектив" (The Bengali Detective, 2011). Режиссер отдал картине два года жизни, и на самом деле это, пожалуй, – самый драматичный фильм Фестиваля и в художественном отношении, и в идейном. Дело в том, что жена главного персонажа была смертельно больна, когда картину стали снимать, и во время съемок она умерла. Все это запечатлела камера – ее прогрессирующую болезнь, отношение с мужем, его горе. При этом фильм очень живой и весьма комичный. Этот стиль съемок роднит режиссера с лучшими документалистами, работающими в том же жанре, братьями Мэйслиз, давно ставшими классиками.


Фильмы Уитли и Кокса надо было посмотреть, потому что они в прокат не попадут, зато "Последняя любовь на земле" (Perfect Sense, 2011) крепкого режиссера Дэвида Макензи и "Чужие на районе" (Attack On the Block, 2011) Джо Корниша в прокате уже пошли. Так о них можно особо не говорить. (Подробнее об этих лентах см. мой текст здесь).


Но, что удивительно, картина "Сделано в Дагенхэме" (Made In Dagenham, 2010) Найджела Коула в нашем прокате тоже не пойдет, хотя она и спонсирована крупной американской студией, а кроме того в ней снялись именитые актеры. А между тем она самая примечательная с точки зрения "идеологического кино".


С начала 1970-х в США существует хорошая традиция – пересматривать, а лучше сказать "деконструировать" с определенной точки зрения (а именно женской) историю, известные события прошлого, учения великих мыслителей, факты, феномены – вообще все. Сейчас этот метод "женского взгляда на…" добрался и до Великобритании, правда, при поддержке Голливуда. "Сделано в Дагенхеме" примерно о том и рассказывает - как смелые женщины из рабочего класса смогли завоевать себе в 1960-х право на равную зарплату с мужчинами. Что важно, сценаристы нарочито решили дистанцировать женщин от "рабочего движения", "профсоюзной активности" (изобразив при этом профсоюзы коррумпированными и ни в чем не заинтересованными "мужскими шайками") и от марксистской идеологии, показав при этом женщин существами корыстными и эгоистичными. Так что кинофеминизм, по крайней мере британский, не спешит слиться с традиционными политическими трендами – "марксистским феминизмом" или хотя бы "либеральным", приближаясь скорее (правда, по факту, а не по задуманной установке) к постмодернисткому течению современной социально-философской мысли "деконструктивистскому феминизму".


Другим "социальным" фильмом фестиваля стала лента Питера Муллана "Отморозки" (Neds, 2010). Картина посвящена типичным британским хулиганам. А точнее мальчику, вкусившему прелести жизни "отморозка" и потом разочаровавшемуся в былых идеалах. Обыкновенно британский фильм. Такие в Англии перманентно снимают аккурат с 1980-х. Сделан живенько, хотя немного и затянут.


Была еще драма про несчастную любовь двух гомосексуалистов "Выходные" (Weekend, 2011) Эндрю Хая. Но этот фильм – строго на любителя. Хотя на сеанс пришло очень много народу, притом явно не геев. Но, надо сказать, смотрится картина довольно тяжело и даже скучно. Если соберетесь все же смотреть что-то подобное, то не тратьте время на эту ленту, так как лучшим, хотя и таким же гейским, но гораздо более талантливым и живым, в этом отношении является фильм Джона Кэмерона Митчелла "Клуб "Микроавтобус"". Митчелл, полагаю, закрыл тему на несколько лет вперед.


Наконец, без сомнения, лучшим фильмом Фестиваля стала искрометная комедия Майкла Уинтерботтома "Путешествие" (The Trip, 2010). Вся картина про двух парней, которые ходят по ресторанам и болтают о том, о сем. Надо заметить, что этот фильм состряпали из минисериала, который пользовался большим успехом еще у почитателей ситкомов. Хотя в России картину не приобрели ни для проката, ни для видео, обязательно найдите возможность ее посмотреть – это услада для глаз и ушей.


Остается надеяться, что следующий "Фестиваль нового британского кино" будет не менее увлекательным, чем этот. Хотя этого будет сложно добиться.


Александр ПАВЛОВ


liberty.ru


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе