Адюльтер для широких масс

"Измена" (2012). Режиссер: Кирилл Серебренников. В ролях: Франциска Петри, Деян Лилич, Альбина Джанабаева, Андрей Щетинин. Продюсер: Сабина Еремеева. Студия "Слон", киностудия "Соль". Россия, 115 мин. Бюджет не указан.

В российский прокат выходит новая киноработа Кирилла Серебренникова "Измена". Фильм попал в основной конкурс 69-го Венецианского фестиваля в компании с работами Ким Ки Дука, Теренса Малика и Пола Томаса Андерсона. Никаких наград "Измене" не досталось, но критики приняли картину хорошо, да и закупщики приметили.
Как сообщает продюсер "Измены" Сабина Еремеева, права на показ фильма в кинотеатрах или на ТВ уже куплены во Франции, Германии, Италии, Швейцарии и Китае, кроме того, он отправляется на American Film Market в Санта-Монике, где, возможно, найдет себе прокатчика в США.

Главные роли в "Измене" исполнили Франциска Петри из Германии и Деян Лилич из Македонии. Русский текст им пришлось запоминать со слуха, а во время постпродакшена их реплики переозвучили актеры Марина Солопченко и Михаил Трухин. Две основные роли второго плана, мужа главной героини и жены главного героя, сыграли Андрей Щетинин ("Отец и сын" 2003 года) и Альбина Джанабаева, участница поп-группы "ВИА Гра". Певицу Кирилл Серебренников пригласил на позицию роскошной женщины, которая вскружит голову любому, и, по словам режиссера, она сыграла "очень естественно".

Кирилл Серебренников с самого начала намеревался "сделать камерную историю про свойства страсти", поэтому в постановке обошелся небольшим бюджетом — в одном из интервью обозначил его как "скромный". Сумма не указывается, известно лишь, что деньги на реализацию проекта выделило Госкино, о чем режиссер, по его собственным словам, извещает всех своих зарубежных интервьюеров. Как и со всяким авторским (или "художественным", как говорит Серебренников) фильмом, сколько-нибудь точных прогнозов по кассовым сборам "Измены" быть не может: авторское кино — вещь непредсказуемая, к тому же тема супружеской неверности не самая благодарная в смысле прибыли.

Картины с адюльтером в основе сюжета чаще всего оказываются психологическими драмами с коэффициентом кассового успеха (ККУ) в районе 2,5 — как, скажем, у постановки "Неверная" с Ричардом Гиром и Дайан Лейн, снятой за $50 млн и заработавшей $119,1 млн (ККУ 2,38). Чем психологичнее драма, тем меньше шансов, что она вообще окупится, хотя нередко такие работы становятся объектами обожания критиков и получают награды. Яркий пример: "Ледяной ветер" Энга Ли фигурировал в списке лучших фильмов 1997 года, получил в Каннах приз за лучший сценарий и при бюджете $18 млн заработал только $8 млн.

Рецептов для придания адюльтеру финансовой перспективы существует несколько. Нередко положительный эффект дает дополнение супружеской неверности в постановке другими, не менее болезненными темами: отцы и дети, гомосексуализм, алкоголь и наркотики. Примерно по такому пути отправился Сэм Мендес, режиссер фильма "Красота по-американски". За труды жюри "Оскара" отблагодарило создателей фильма кучей статуэток, а зрители — весомой прибылью. Картина стоимостью $15 млн собрала по миру $356,2 млн и заняла второе место в сводном рейтинге пяти самых кассовых адюльтеров в кино за последние 20 лет, а ККУ у нее так и вовсе самый высокий в списке — 23,74. Подобных результатов супружеская неверность достигала только в 60-е, когда список табуированных тем был значительно длиннее, соответственно, их освещение на экране порождало более существенный зрительский интерес. Так вышло с постановкой Майка Николса "Выпускник" 1967 года, где впервые показали, что, оказывается, взрослые женщины могут совращать молодых парней: производство фильма потребовало $3 млн, а собрал он в одном только американском прокате $104,9 млн, то есть окупился почти 35 раз (ККУ 34,96).

На первом месте топ-5 самых кассовых супружеских измен находится фильм "Троя", что лишний раз доказывает: классика не устаревает, особенно когда в роли Ахиллеса Брэд Питт. Самый древний, наверное, адюльтер из поныне используемых в художественных произведениях был перенесен на экран большим поклонником эпических сражений Вольфгангом Петерсоном. Критики размах не оценили, назвав фильм "неточной адаптацией "Илиады"", но зрители, особенно за пределами США, составили иное мнение: одна из самых дорогостоящих для 2004 года постановок (бюджет $175 млн) заработала в мировом прокате $497,4 млн. Да, ККУ относительно невелик — 2,84, зато "Троя" добралась до 60-го места в списке кассовых хитов всех времен.

Неплохо помогают продавать супружескую измену музыка и хороший кордебалет: на третьей позиции рейтинга — киноверсия мюзикла "Чикаго" 2002 года, где главные роли исполнили Кэтрин Зета-Джонс и Ричард Гир (ему часто достаются роли в фильмах с адюльтером в сценарии). Постановка Роба Маршалла обошлась в $45 млн, мировой прокат принес $306,7 млн, ККУ составил 6,81.

Четвертое место в топ-5 занято фильмом "Что скрывает ложь", миксом из супружеской измены, убийства и мистики. Бюджет постановки Роберта Земекиса с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайфер в главных ролях немаленький — $100 млн, но и заработала картина неплохо — $291,4 млн (ККУ 2,91).

Замыкает пятерку кассовых адюльтеров "Непристойное предложение" 1993 года, где супружеская измена подается в виде мелодрамы, приправленной эротикой. Способ сделать картину прибыльной, который избрал режиссер Эдриан Лайн, в общем и целом себя оправдал: при бюджете $38 млн она собрала $266,6 млн, то есть показала завидный ККУ 7,01. С другой стороны, "Непристойное предложение" получило семь номинаций на премию "Золотая малина" и в трех победило, став в том числе худшим фильмом года. Да и практика показала, что адюльтер, решенный как мелодрама с акцентом на эротику, за последние 20 лет стал прерогативой недорогих сериалов и фильмов категории B, то есть серьезную прибыль приносить перестал.
http://www.kommersant.ru/doc/2046001
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе