13 июля 2009 ● Валерий Кичин
Юрий Кара снимает молодежную версию шекспировского Гамлета
С Юрием Карой мы встретились на открытии Российского павильона на Каннском международном кинофестивале - режиссер "Королева" и "Мастера и Маргариты" приехал на кинорынок для раскрутки своего нового проекта, фильма по трагедии Шекспира "Гамлет".
Российская газета: До вас "Гамлета" для кино снимали Лоуренс Оливье, Кеннет Брана, Григорий Козинцев... Теперь к этим олимпийцам присоединяетесь вы. Почему вас заинтересовал именно "Гамлет" и именно сегодня?
Юрий Кара: Пьеса уже четыреста лет на сцене, и каждое поколение открывает в ней что-то важное для себя. Мне кажется, поставленные Шекспиром проблемы современными будут всегда. Другое дело, что вопросом "Быть или не быть?" нужно задаваться значительно раньше, чем это делали вполне зрелые герои Кеннета Браны, или Смоктуновский в сорок лет, или тем более Лоуренс Оливье в пятьдесят. Конечно, задавать их себе нужно в любом возрасте, но начинать надо с юности. Поэтому и актерский состав для фильма выбран молодежный. В двадцать лет человек уже достаточно зрел, чтобы думать и о любви, и о том, как поступать в жизни. К тому же ценности, которые исповедовал Шекспир, - то есть Гамлет должен был подняться над суетой, над самим собой и отомстить за отца, - сегодняшние Гамлеты понимают по-другому. И вопрос "Быть или не быть?" решают принципиально иначе: а нужно ли мне опускаться до уровня убийц, до кровной мести, до средневековых законов? Это внутреннее сопротивление героя и будет основой картины. Мне не хотелось бы предварять зрительские впечатления и рассказывать, как будут развиваться события...
РГ: Вы полагаете, зрители не знают, чем кончается "Гамлет"?!
Кара: Они, надеюсь, знают, но в фильме их ждут многие неожиданности. И со стороны Призрака, и в том, как ведет себя молодежь, чем увлекается. Мне материал кажется очень интересным как раз тем, что здорово ложится на нашу современную жизнь. И, думаю, он вызовет отклик в молодежной аудитории.