Чудеса постбальзаковского возраста

В числе фильмов-лидеров 30-го "Кинотавра" - "Керосин" Юсупа Разыкова, а победителем стал фильм "Бык" Бориса Акопова.
Главный приз "Кинотавра" получил фильм "Бык" молодого режиссера-дебютанта Бориса Акопова. 
Фото: kinopoisk.ru


В Сочи подвели итоги 30-го Открытого российского кинофестиваля "Кинотавр".


Приз Гильдии киноведов и кинокритиков (а он вручается в числе первых) с большим отрывом голосов за фильм "Керосин" получил Юсуп Разыков. Режиссер, сценарист и продюсер, заслуженный деятель искусств Узбекистана, со своей первой же работой "Оратор" попавший на Берлинский кинофестиваль. Побеждавший в Карловых Варах, Триесте и Везуле. Трижды оказывавшийся в фокусе внимания "Кинотавра" и выгодно отличавшийся своей неторопливой и аскетичной манерой выстраивания судьбы человека на экране, но прежде как-то ухитрявшийся уезжать из Сочи без главных призов. Хотя его картины "Гастрабайтер" и "Стыд" до сих пор, несмотря на все киномарафоны (до пятнадцати конкурсных показов в сутки помножить как минимум на семь дней и как максимум тридцать лет) здесь многие помнят буквально по кадрам. А фильм "Турецкое седло" получил диплом Гильдии киноведов и приз имени Микаэла Таривердиева за музыкальное решение фильма.

Для Юсупа Разыкова стоило бы вообще ввести именной приз за сверхчуткое, фактически музыкальное и столь архаичное на сегодня внимательно-уважительное отношение к людям. Когда камера и режиссерская мысль работает не на разоблачение, не на вынесение пожизненного приговора, и даже не на исследование запредельных, далеких от нормы состояний, а на понимание - простого человека, его проблем, его внутренней жизни, его фантазий. Которые для окружающих, может, никакой видимой ценности и не представляют, а для самого человека становятся центром вселенной, причем самой что ни на есть реальной. Объяснить, почему это так, уметь выстроить характер по законам музыкальной композиции, и заставить слушать ее в эмоциональном напряжении до конца, до последнего такта - дар Юсупа Разыкова. На этот раз который он использовал, чтобы повести речь об обитателях глухой деревни.

И первую положительную оценку своих трудов режиссер услышал, что примечательно, от композитора - Сергея Старостина, написавшего музыку к его фильму: "Надо же было, чтобы самую русскую картину снял узбек!"

Для Юсупа Разыкова стоило бы ввести именной приз за сверхчуткое, фактически музыкальное и внимательно-уважительное отношение к людям

Еще национально-географическая деталь: снимали картину в ярославской области, а замысел рождался в белорусской деревне. "Данную историю я написал давно, еще когда учился во ВГИКе, и мы с курсом поехали на практику в Белоруссию, - вспоминал Юсуп Разыков. - Мы пробыли там почти месяц: десять дней у нас была редакторская работа на студии "Беларусьфильм", десять ней мы косили сено и десять дней работали как спецкоры в центральных газетах Минска. Пока мы косили сено, мы жили на поселении у бабы Янины, и она мне многое рассказывала про себя, про своего мужа, который ей все время снится, не дает покоя. Никаких чудес, кроме того, что муж приходит к ней во сне, в жизни не было. Но уже тогда у меня в голове родился сценарий, я его потом представил на экзамене, и помню еще, что Александр Александров, автор сценария фильма "Сто дней после детства" Сергея Соловьева, который был моим оппонентом, уговаривал меня отдать эту историю ему. А наш мастер Валентин Черных, умнейший человек, отсоветовал: "Не делай этого, самому пригодится". И действительно - пригодилась. Но прежде чем это случилось, прошло много лет: сколько раз я предлагал, но в бабушку, которой бог знает сколько лет, никто вкладывать не хотел. Как только узнавали возраст главной героини, сразу говорили - до свидания…"

Но омолаживающие процедуры проводить не стали: они были бы здесь принципиально не к лицу сюжету. Главной героиней у него все-таки стала бабушка (ее играет актриса ярославского волковского драмтеатра Елена Сусанина - прим. ред.), в возрасте которой уже сама жизнь - это "акт творчества".

- Героиню в ее маленьком домике, отданном всем ветрам, преследуют несчастья, и она начинает выстраивать свою жизнь в том направлении, в котором она могла бы все это выдержать, - рассказывал режиссер на "Кинотавре". - У меня самого в какой-то момент возникло ощущение, что бабушка себе все придумывает - и мужа, который ходит вокруг избы (ей постоянно является покойный муж, который пытается управлять ее жизнью, - прим. ред.). И курицу, которая до сих пор ей несет яйца. И воду, способную гореть. Когда я писал сценарий, понимал, что без чуда мне не обойтись. Но чуда как доказательства не силы веры, а силы человека. Мы не хотели религиозного толкования, в картине не просто так нет ни одной иконы. Речь идет о духовной силе человека, и это скорее загадка фильма: что такое сила народная, и в чем она?..



Кадры из фильма "Керосин"








Предоставлено пресс-службой фестиваля "Кинотавр"


Главный приз "Кинотавра" получил фильм "Бык" молодого режиссера-дебютанта Бориса Акопова, до этого фильма работавшего артистом балета. Он растрогался настолько, что переспросил председателя жюри Константина Хабенского: "Случилось действительно чудо? Я дебютант, вы не перепутали ничего?" Действие его фильма происходит в 90-е, главный герой - лидер преступной группировки по прозвищу Бык. "Было три основных источника истории: мой отец, книга Николая Модестова "Москва бандитская" и мои воспоминания. Например, сцена, где дети слышат выстрелы, подбегают к машине и видят героя Алексея Филимонова - это буквально то, что я видел своими глазами. Сейчас, работая над картиной, я вернулся в 90-е, чтобы еще раз все это пережить и понять", - рассказал главный лауреат "Кинотавра" Борис Акопов.

Приз за лучшую режиссуру получил Александр Лунгин за фильм "Большая поэзия".

Приз за лучшую женскую роль приняла Виктория Толстоганова за картину "Выше неба".

Лучшую мужскую роль сыграл Александр Кузнецов в "Большой поэзии".

Три приза получила Анна Пармас ("Давай разведемся") - за лучший дебют, за лучший сценарий и приз зрительского голосования.

Автор
Текст: Ирина Корнеева
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе