“Чёрная вдова” — рецензия на фильм

Новый супергеройский боевик от Marvel, каким он вышел?
Кадр из фильма "Черная Вдова"


— Да у вас руки не просто по локоть в крови, а по самые плечи!
Горжусь своими девочками!
“Чёрная вдова”


В последнее время мне регулярно везёт смотреть фильмы в кинозале в гордом одиночестве. Хочется надеяться, конечно, что всему виной ковид и прочий экономический кризис.

Однако есть такое мучительное подозрение, что народ просто начал голосовать ногами против современного необольшевистского соцреализма — западного кино повышенной толерантности.

Коленопреклонённый оммаж толерантному кино “Мстители” уже принесли в завершающей серии — когда в атаку на врага пошли одни женщины. Но градус массовой истерии необходимо регулярно поддерживать, не то выдохнется. Поэтому “Чёрная вдова” (режиссер Кейт Шортланд, в главной роли Скарлетт Йоханссон) — вновь кино про сильных женщин, которые спасают женщин, вдохновляются женщинами, переживают за женщин, женщины-женщины-женщины-женщины.

А мужикам позволено быть разве что бондовским Q, мастером-оружейником и завхозом, как в этом фильме, “Людях в чёрном: Интернэшнл” или новых “Ангелах Чарли”. Да и то лишь в том случае, если данный мужик не вполне белый или ведёт себя как представитель сексуального меньшинства.

Удивительно, как при таком раскладе удалось избежать здесь показа проблем БЛМ — пару раз негритянки мелькнули среди суперженщин-диверсантов, но больше чёрнокожих в фильме нет. Впрочем, тут как раз нет особого секрета: в основном действие разворачивается в русскоязычной мире, обитатели которого известны на Западе как оголтелые белые расисты, — ну, или в Будапеште. А венгры недавно показали себя чудовищными расистами, во время недавно закончившегося Чемпионата Европы по футболу освистав сборную Англии, преклонившую колено во имя угнетённых афроевропейцев.

Англию нацистское преклонение по расовому признаку тоже до добра не довело — в серии послематчевых пенальти трижды промазали именно чёрнокожие игроки, что стоило сборной чемпионства, а в среде фанатов вызвало чудовищное бурление сами понимаете чего. Самых буйных пришлось даже привлекать к административной ответственности.

Что касается русских, то они в “Чёрной вдове” изображены в худших традициях космонавта Льва Андропова (“Армагеддон”). Пепел Холодной войны всё ещё стучит в сердца американцев. В двадцать первом веке у коммуняк в Советском Союзе, понятное дело, всё по-прежнему очень плохо: вопиющая нищета, жрать нечего, супермодерновые только тюрьмы. Единственный русский супергерой — Красный Страж, пузатый ублюдок вроде Санта-Клауса, хоть и играет теперь за наших. Мамочка странного шпионского семейства, в котором выросли Наташа Романофф и её сестра, — скользкая стерва, коммунистический учёный, пробы ставить негде. И главгад — советский то ли генерал, то ли больной на всю голову гениальный учёный с типичной для среднерусской возвышенности фамилией Дрейков.



Кадры из фильма «Черная Вдова»


В свете вышеизложенного даже странно, что кубинские солдаты советского периода под командованием русских военспецов бережно грузят раненого в машину, а не швыряют его туда небрежно, с пьяным хеканьем и матерком.

А мудростью американской толерантности Наташа прониклась, только пожив в качестве дочери шпиона в боговдохновенном Огайо, да благословит его Аллах и приветствует. Потому что до этого не получалось: все русские в голливудском кино непременно ненавидят негров, женщин, геев и свободу. Нет, вру: свободу они ненавидят в первую очередь, яро и бескомпромиссно, потом уже всех остальных.

Действие фильма разворачивается в самый разгар Гражданской войны между супергероями — когда Капитан Америка с частью соратников, включая Чёрную вдову, во имя священной демократии перешёл на нелегальное положение, а Железный человек в коллаборации с Ником Фьюри отлавливает бывших товарищей по борьбе, чтобы насильно поставить их на службу правительству. Наташа разыскивает в Будапеште свою сестру, но натыкается на представителей некоего женского диверсионного подразделения, победить которых трудно даже ей. Ясно одно: это не происки Железного Человека, который, конечно, гад и сволочь, но не до такой же степени. Похоже, давно ликвидированный русский суперзлодей Дрейков — либо кто-то, дорвавшийся до его секретов, — снова запустил программу по созданию “чёрных вдов”…

В таком сюжете в общем-то не было бы ничего экстраординарного, будь фильм снят в семидесятые-девяностые, да даже и в начале нулевых. Комиксовые франшизы в то время вообще любили фрондёрствовать и противопоставлять себя основному культурному мейнстриму, так что засилье женщин в каком-то проекте, вроде “Девушка-танк”, едва ли привлекло бы повышенное внимание. (В нашем фильме даже беспощадный робот, преследующий Наташу Романофф и превосходящий её по всем статьям, кроме хитрости, — женщина). Однако после того, как за предполагаемые сексуальные домогательства “MeToo” посадило Вайнштейна, а BLM начало ставить на колени оппонентов, гёрл пауэр в фильмах, предполагаемых хитами, стал обязательным номером программы. И из любопытного свежего и фрондёрского трюка превратился в унылую обязаловку, вроде непременного классового подхода в советском кино.

Да, даже в такой ситуации цензурного давления отечественным творцам время от времени удавались весьма нестандартные “Сорок первый”, “Ищи ветра” или “Раба любви”, и современным американским режиссёрам тоже порой удаётся обмануть доктрины, навязанные свыше. Но основной мейнстрим самоцензурированного кинематографа, будь то кино классовое или кино толерантное, куда отдельные персонажи, идеи и смыслы вставляются не по воле творца, а в соответствии с идеологической ситуацией, всё равно никуда не годится.

В отечественных соцсетях сейчас стало модным всплёскивать руками: надоело читать про толерантность в западном кино, обзирайте новые фильмы, не касаясь этой опостылевшей темы! Типа “да и нет не говорить, чёрный с белым не носить”. Пусть вся западная кинопродукция подчинена диктату толерантности, но говорить об этом — моветон. Почему? Потому! У вас в России что, негров больше не линчуют? Поговорить больше не о чем?..

Нет, так не годится. Как говорил один умный человек, я мыслю, следовательно, существую, следовательно, запросто могу быть обсуждён в Сети. Не надо нам демократичненько затыкать рот.

В pos-материалах и ростовых фигурах к фильму Чёрная вдова изображена в белых одеждах — этакий ангелочек, разве что без крыльев. Ангел свободы, что называется. Если оно сделано маркетологами намеренно, снимаю с почтением шляпу — это запоминается.



Кадры из фильма «Черная Вдова»


И ещё один момент. Создатели фильма явно не настроены враждебно к русским, скорее относятся к своим героям с холодным сочувствием более развитого и вышестоящего существа (насколько я понял, русские им просто по барабану, а ведь невозможно испытывать какую-либо ненависть к людям, которые тебе совершенно безразличны). Создателям всё равно, какой дикий народ подвернулся под руку — русские, балканцы или китайцы. Дурацких реалий имени Льва Андропова про “пьяни и груби рюсски казачок” требуют от них зрители — если русские в американском кино не будут периодически восклицать “Капитализьм!”, как Красный полицейский в исполнении Арнольда Шварценеггера, кино американцы смотреть не станут. Свободная пресса их так надрессировала.

Так вот: в результате в начале фильма кажется, что речь идёт о законопослушной американской семье, в которой вдруг родился мутант. И семья, которой просто хочется жить по-человечески, как всем остальным, проявляет чудеса самоотверженности и самоотречения, чтобы спастись от озверевшего правительства, которое посылает за мутантом целый караван агентов с табельным оружием. Это уже совсем потом выясняется, что билась несчастная семья, не жалея жизней, что папа с невероятным риском летел, цепляясь за крыло легкомоторного самолёта, что маму ранили из винтовки — вовсе не ради девочек, а ради дела Ленина и Сталина.

Но эмоции вступления никуда не денешь. И американец вдруг с ужасом понимает, что Стинг, наверное, был прав: русские такие же, как мы, и точно так же любят своих детей.

А русским это кино можно и не смотреть вовсе. Точнее, смотреть только ради спецэффектов. Потому что попытку сделать хайп на задушевной семейной мелодраме нельзя не приветствовать, конечно, но в итоге боевик после первой трети и до начала финального экшна непростительно провисает, и вот этого уже быть никак не должно.

Хотя пустой зал в кино, скорее всего, демонстрирует, что нашим уже смертельно надоели фильмы, в которых хорошие американцы крошат в капусту плохих русских, вроде “Хищника” и “Красного рассвета”.

В конце концов, в России нет такой дурацкой фамилии — “Романофф”. Русская девушка будет, как мы все понимаем, Романова.

Автор
Василий Мидянин
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе