Дорого, богато

На экранах России «Евгений Онегин» Сарика Андреасяна.
Денис Прытков (Ленский) и Виктор Добронравов (Онегин)


А знаете, затея с экранизацией пушкинского шедевра не совсем безумная, и криминала в том, что герои иногда говорят прозой, нет. Кстати, бывало, что в кино текст за Пушкина додумывали. В замечательной басовской «Метели», например. В британской версии «Онегина» с Рейфом Файнсом вообще герои говорят по-английски, и отсебятин много, однако лента очень интересная. Правда, в классических швейцеровских «Маленьких трагедиях» отсебятин, кажется, нет.


Но Сарика Андреасяна вдохновляли, видимо, не названные ленты, а одноимённый спектакль Театра Вахтангова (он записан каналом «Культура»), где, на мой взгляд, спорного гораздо больше. Там были даже «кощунственные шалости»: Ольга всё время с аккордеоном – почему? Не для того ли, чтобы во время роковой мазурки Онегин умудрился распустить руки – его пальцы нахально прошлись по клавишам аккордеона на груди возлюбленной Ленского. Ну как после этого не вызвать негодяя на дуэль? Однако поэта оскорбил не столько флирт Онегина, сколько то, с какой готовностью Ольга на него откликнулась...

Да, в замечательном спектакле 2013 года спорного было много, однако гениально звучали пушкинские стихи и была бесспорно конгениальная пушкинская Татьяна – русская душою Ольга Лерман. Но у Сарика её нет. Из спектакля в фильм перешли двое: Владимир Вдовиченков и Виктор Добронравов, оба – с повышением. Первый из полупьяного гусара превратился, как указано в титрах, в рассказчика, то есть в Пушкина. Но далеко не каждый, даже выдающийся артист может произносить волшебный пушкинский текст, да ещё от его имени. Вторая странность – Онегин. Виктор Добронравов в спектакле – светский лев, фат, а рефлексирующее «я» Онегина, яростно сокрушаясь, воплощал Сергей Маковецкий. В фильме же рефлексий нет, Добронравов – пресыщенный сорокалетний циник, непонятно почему застреливший юного поэта (Ленского сыграл Денис Прытков).

В образе Татьяны явилась Елизавета Моряк, которая в начале своей кинокарьеры удивила отважной сексуальностью в сериале «Жизнь по вызову», где она сыграла юную проститутку. В роли же Татьяны она слишком взрослая, как будто у неё уже был горький опыт общения с мужчинами. И последняя придирка: жилище Онегина, которое он унаследовал от дяди, невозможной роскоши. Таких дворцов у пушкинских «добрых приятелей» не было... А в остальном экранизация сделана добротно, дорого, богато, с почтением к автору – «без аккордеонов».

Добавим, «Онегин» целую неделю был лидером проката и толкнул многих открыть хрестоматийный роман, в котором национальный гений с потрясающей лёгкостью, изяществом и глубиной описал «смиренной девочки любовь». «Коснувшись до всего слегка». На века.



Александр Кондрашов
Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таганке. Четыре года учился в МИЭМе на факультете прикладной математики, а закончил актёрское отделение Школы-студии при МХАТ. 20 лет работал актером в Театре Советской армии, снимался в кино, работал на телевидении и радио, в Московской государственной филармонии исполнял произведения Толстого, Булгакова, Шукшина, Маяковского, Пастернака, Блока... В 37 лет начал писать сам. Первые публикации - в Литературной газете (также печатался в других изданиях: "Независимая газета", "Век", МК, "Огонёк", "Крестьянка", "Космополитен", "Новая юность"...). Работал редактором в журналах "Новый крокодил" и "Русский предприниматель". Лауреат премии "Золотой телёнок" (ЛГ), член союза писателей Москвы. Автор книг: "Театральный Декамерон" (ЭКСМО), "Первый любовник" (АСТ), "Лавпарад" ("Молодая гвардия"), "Говорит Москва" (ИПО "У Никитских ворот"). В 2017 году союзом журналистов России удостоен звания "Золотое перо России".
Город: Москва

Автор
Александр КОНДРАШОВ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе