Двадцать лет спустя

На экраны выходит фильм Юрия Кары "Мастер и Маргарита"

У фильма Юрия Кары "Мастер и Маргарита" странная судьба. К моменту выхода на экраны в 2011 году пройдет 20 лет с тех пор, как начались съемки картины.

Что случилось?

Трудности у съемочной группы появились с самого начала работы в 1991 году. Изначально собирались сотрудничать с Ялтинской киностудией, и даже началась работа в Ялте, но в октябре повалил снег, что-то случилось с оператором. Дело застопорилось. Эстафету подхватила киностудия имени Горького. Но ей не хватало технической оснащенности. Был 1992 год. В итоге производством картины занялась студия "ТАМП", которая сумела собрать, что называется, с миру по нитке. Услуги по производству фильма оказывали практически все киностудии бывшего СССР. Пиротехникой занималась студия "Беларусьфильм", комбинированные съемки выполняли на Свердловской киностудии. На "Мосфильме" - звукозапись, проявку и тонирование пленки.

Работа над картиной была завершена в 1993 году. А 1994-й ознаменовался полным развалом отечественного кинопроката и беспрецедентным "пиратством". Показывать "Мастера и Маргариту" просто было негде. Кроме того, решались спорные вопросы между режиссером и продюсерами. И еще один "сюрприз" - у бездетного Булгакова объявились "наследники" (в частности - Сергей Шиловский), которые обозначили свои права на уже готовую ленту, что фактически закрыло фильму дорогу на экран.

Пока длились судебные тяжбы, пока восстанавливалась система кинопроката, не стало очень многих актеров, принимавших участие в фильме. Ушел из жизни Михаил Ульянов (Понтий Пилат), Виктор Павлов (Кот Бегемот), Спартак Мишулин (Арчибальд Арчибальдович), Борислав Брондуков (Варенуха). Не дожил до премьеры и автор музыки Альфред Шнитке.

Теперь все спорные вопросы решены. Единственный правообладатель фильма - студия "ТАМП", которая и выпускает картину в широкий прокат весной 2011 года. Правда, в двухчасовом варианте вместо трех с половиной, снятых Юрием Карой, и в оцифрованной версии, с улучшенным цветом и звуком, хотя авторы фильма заверяют, что специальной графической обработки и вживления в фильм спецэффектов не будет.

Что получилось?

Юрий Кара, режиссер:

- В фильме сохранена многослойность романа, все его темы. К тексту отнеслись бережно. Подвальчик Мастера снимали в том подвале, что описан в романе. Особняк Маргариты - в особняке на Остоженке. Снимали в Израиле - там, где происходило действие книги Мастера. В оригинальном варианте фильм идет 3,5 часа. Продюсер Владимир Скорый потребовал сократить его до двух часов. Каждый понимает, что уложить роман в двухчасовой фильм без потерь невозможно. И пришлось жертвовать важными актерскими сценами, паузами - тем, что часто составляет воздух фильма. Мы сохранили и полный вариант в надежде выпустить телеверсию фильма в будущем.

Акцент сделан на две главные линии романа - Воланда и Человека - Иешуа и Пилата - и уже потом любовная история Мастера и Маргариты. И только в конц все герои сходятся в одной линии, достигая пика булгаковского замысла. Свобода - вот о чем говорил писатель.

Картина должна была выйти к зрителям намного раньше. Язык кино развивается. Любой фильм стареет. С другой стороны, хорошо, что мы не стали использовать компьютерную графику, которая делала тогда, в начале 90-х, первые шаги. Фильмы тех лет со спецэффектами сегодня смотрятся смешно. Мы же пошли за автором. Роман написан в 30-е годы, и чудеса, описываемые Михаилом Афанасьевичем Булгаковым, характерны для того времени, они, быть может, несколько наивны, но проживут долго. Мы не использовали эффекты, которые могли разрушить ткань романа.

Актеры о фильме

Валентин Гафт, (Воланд):

- Для меня Воланд не дьявольский персонаж. Он послан оттуда, с самого верха, он свыше получил задание опуститься на Землю, в страну, построенную на безверии. Роман "Мастер и Маргарита" для меня - светлый. Мастер получает свободу и любовь, темные силы наказаны. Какая же тут бесовщина? Воланд - сильный и мощный, все в нем - отражение справедливой воли. Фильм снят без компьютерной графики, что, может быть, и несовременно, но, на мой взгляд, - здесь все недостатки будут достоинствами.

Александр Филиппенко, (Коровьев - Фагот):

- Великое счастье для актера работать в удовольствие. Фильм снят в жанре трагифарса. Редко в кино можно сыграть этот яркий театральный жанр. Я счастлив, что участвовал в этом проекте с лучшими актерами России. Знаете, мистика этой картины для меня заключается в том, что у меня дикое предстартовое волнение, хотя картина была готова много лет назад. Мне довелось сниматься и у Владимира Бортко в его варианте "Мастера и Маргариты". Вот один показательный пример отличия двух работ, двух режиссеров. У Кары бал снимался в Царицыно и всю ночь на нас шли обнаженные дамы. Это было по-настоящему волнующе и незабываемо. А у Бортко мы сидели в синем кабинете и совершенно не могли представить, что гости будут выходить из камина с бледными лицами. Картина потом дорабатывалась при помощи компьютерной графики.

Николай Бурляев, (Иешуа):

- Не так часто в жизни актера бывают роли, о которых надо помолчать. Я очень долго шел к этой работе. Мне кажется, что роман написан с позиции Воланда, который безраздельно царствует в книге. Он - главный герой, который имеет право и покарать, и помиловать. От него все зависит. Но роман я читал с упоением. Когда пришло время съемок, мне предложили сыграть Ивана Бездомного. Я отказался, мне это не было интересно. Существовал только один образ, который я бы рискнул воплотить. Мне хотелось сыграть Иешуа, но в то же время я понимал, что есть роли, касаться которых грешный артист не должен. Ты грешен, как ты будешь играть истину? Однако я попробовал. То, что фильм пролежал так долго на полке, 17 лет, для меня и картин с моим участием - обычное дело. Я подсчитал, что из моих 70 фильмов около 35 работ пролежали на полках в общей сложности около 250 лет. Я к этому привык. Рукописи, а как показывает пример этого фильма еще и кинопленка, оказывается, не горят.

Оксана Нараленкова

Российская газета
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе