Евгений Цыганов: «Мой герой не пытается врать самому себе…»

Артист театра и кино  уверен, что вопросы, поднятые в пьесе, написанной почти 50 лет назад, актуальны и сегодня.
Кинофестивальная осень в России началась 1 сентября в далёкой Республике Саха, где проходит III Якутский международный кинофестиваль. Президент фестиваля – генеральный директор киностудии «Ленфильм» Эдуард Пичугин.

Среди российских участников МКФ – новая картина Александра Прошкина «Райские кущи», снятая по мотивам знаменитой пьесы «Утиная охота» Александра Вампилова. Премьерные показы «Райских кущ» уже стали специальным событием Московского МКФ и фестиваля «Окно в Европу» в Выборге. Главные роли в новой версии классической советской пьесы сыграли Евгений Цыганов и Чулпан Хаматова.

О том, почему драматургия Александра Вампилова не стареет, а его персонажи интересны актёрам всех поколений, Евгений Цыганов рассказал читателям «Невского времени».

– Евгений, в пьесе Вампилова его герой – высокий, уверенный в себе тридцатилетний человек, у него вроде бы всё в порядке: есть работа, любящая его жена, друзья… Тем не менее он категорически несчастен. Как вы относитесь к своему герою? Что за человек ваш Зилов?

– В первую очередь, он не герой. Ни тогда, когда была написана «Утиная охота», ни сейчас. Может, поэтому пьеса Александра Вампилова и была положена на полку, не ставилась долгое время. Было устоявшееся представление о советском герое, каким он должен быть: сильный, волевой, принципиальный, понимающий политику партии и вообще молодец. Зилов под такое определение никак не подходил. Фильм Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», в основе которого эта пьеса, тоже оказался на полке, его долго не выпускали. «Утиная охота» – это какая-то, видимо, личная история самого Вампилова. Его волновала, беспокоила тема вранья. Он размышлял, в чём есть правда, в чём совесть. И охота, то есть какое-то искреннее желание человека. В русском языке «охота» – слово многозначное. Человек на работе, в социуме, в личных отношениях всегда знает, что от него ждут, что он обязан делать. А помимо этого есть охота – как что-то инстинктивное, почти животное. То, что нужно уметь в себе слышать и признавать. Из столкновения внутренних побуждений и внешних обязательств возникает конфликт.

– Это ведь не первая ваша встреча с драматургией Александра Вампилова?

– Я играю в спектакле Паши Сафонова «Старший сын» с Виктором Ивановичем Сухоруковым. Там схожие темы, они кочуют у Вампилова из пьесы в пьесу. Фильм «Райские кущи» сделан по мотивам «Утиной охоты», я большой поклонник этой пьесы. Сценарий написал Александр Родионов, он сумел перенести действие в современность. Мне кажется, какие-то основные, значимые вещи он уловил. В музыкальном смысле точно поймал тональность, нерв этой вещи. Это была рискованная, конечно, затея, но я не мог от неё отказаться.

И потому, что меня позвал Александр Анатольевич Прошкин, и потому, что это важная для меня роль и рядом были потрясающие партнёры. Конечно, я понимал, что мы обречены на сравнение с тем давним замечательным фильмом, где Зилова играл Олег Даль. Может быть, даже обречены на неуспех. Но, наверное, успех в нашем деле – не самое главное. Нас учили неудач не бояться. Если необходимость высказывания есть, значит, пусть оно будет. Александру Анатольевичу было важно высказаться про сегодняшний день. Думаю, этот большой мастер в свои 75 лет имеет на это полное право.

– Вам не кажется, что Зилов в определённом смысле персонаж исторический, он уже принадлежит прошедшему времени? Что он остался в том душном, замкнутом советском обществе и его нельзя так просто переселить в наши дни?

– Этот вопрос скорее к режиссёру, к Александру Прошкину. Я так понимаю, что он считает сегодняшнее время гораздо более душным, чем было то, ушедшее. Но я знаю, что, когда пьеса была написана, ребята из конструкторского бюро в Барнауле написали письмо в ЦК компартии, что такого учреждения, как у Вампилова, быть не может, и таких героев, как Зилов, – тем более, и это всё поклёп на советское общество. После чего пьесу запретили. Вы говорите, что этого не может быть сегодня, а они считали, что этого не могло быть в то время! История повторяется: кто-то сомневается, что подобных персонажей в нынешнем времени не найти, а тогда не верили, что они были их современниками. Всем хочется героев, антигерои ни тогда, ни сейчас почему-то никого не устраивают, и знать о них не хотят. Несмотря на то что они были и есть. Проблемы во все времена остаются одними и теми же. Мы пересказываем их разными словами, в разных обстоятельствах, но они повторяются.

– Бытует мнение, что, хотя Вампилов написал пьесу уникальную, притягательную для артистов и режиссёров, по-настоящему удачных театральных постановок практически не было. Вы с этим согласны?

– Не знаю. Екатерина Сергеевна Васильева, с которой мы вместе работаем в моём спектакле «Олимпия» в Театре «Мастерская Петра Фоменко», считает, что лучше всех был Зилов в исполнении Олега Ефремова в спектакле МХАТа.

– Насколько сложной и трудной для вас была эта роль? Как вы думаете, у вас получилось сыграть Зилова таким, каким его видел автор?

– Не мне об этом судить. Вампилов написал непростую историю, мне она близка. А уж получилось или нет, пусть скажут зрители.

– Вы пересматривали фильм с Олегом Далем, прежде чем самому сыграть Зилова?

– Нет. Я хорошо помню «Отпуск в сентябре». Даль в этом фильме очень определённый: он аристократичен, высокомерен, остроумен, он очень отдельный, прекрасный и запоминается навсегда. Сравнивать бессмысленно, я совсем другой.

– Вам понравился фильм Александра Прошкина?

– Да, понравился. Сценарий Александра Родионова по мотивам Вампилова, по-моему, вполне вписывается в наше сегодня. Я очень люблю своих партнёров, люблю оператора Шандора Беркеши. Мне замечательно работалось с Александром Анатольевичем Прошкиным. Но я не представлял себе, что получится в итоге. В результате, как мне кажется, это похоже на настоящее кино. Не на пьесу, перенесённую на экран, а на самостоятельный фильм. Это определённо имеет отношение к киноязыку, есть атмосфера, настроение, искренность, своя собственная ценность.

– Что вам больше всего запомнилось из съёмочного периода?

– Был такой замечательный момент в один из первых дней: шёл дождь, я пережидал его в избушке на берегу озера, где обычно сидят спасатели, смотрел, как на берегу под намокшими зонтами стоят три человека – режиссёр, кинооператор и звукорежиссёр. Я видел эту унылую картину: озеро, лес, три «маньяка» под дождём. Они стоят, мокнут, не уходят и решают, каким должен быть кадр. И я почувствовал, что это и есть настоящее кино. То самое, которое было таким важным для всех. В каком-нибудь 67-м или 73-м году. Когда нет никаких огромных рельсов, больших съёмочных групп, экранов, вертолётов, но есть люди, готовые простоять сутки, ждать, когда всё прояснится и можно начать снимать. Такие по-хорошему сумасшедшие люди, фанаты своего дела. Киношники.

– Есть что-то общее, на ваш взгляд, между двумя вашими Викторами – Хрусталёвым из сериала Валерия Тодоровского «Оттепель» и Зиловым в «Райских кущах»? Оба легко увлекаются разными женщинами и умеют увлечь, что приводит к сложным, запутанным ситуациям…

– Ну, они оба мужчины, это их главная и определяющая черта. Не могу рассуждать, кто из них мне ближе. Я не психиатр сам себе, чтобы это анализировать. А журналисты не священники, чтобы перед ними исповедоваться. Могу только сказать, что меня привлекают оба эти персонажа, они небезупречны, им присущи многие недостатки, они сильные и слабые одновременно, у них непростые отношения с женщинами и с собой, но они не фальшивят и пытаются не врать самим себе, что ещё больше осложняет их жизнь. Их интересно играть.

– Вам бы хотелось поработать в продолжении «Оттепели»?

– Это вопрос к Валере Тодоровскому, захочет ли он делать продолжение, что это будет за история и позовёт ли он меня. Он вроде бы собирался, хотел снимать в Одессе, но это сейчас невозможно. И вообще ничего предполагать нельзя, мы не знаем, как всё повернётся. Я не знаю, что будет завтра. Не люблю загадывать.

 
10 лучших фильмов Евгения Цыганова:

• «Коллекционер» (2001) Юрия Грымова – Илья.

• «Прогулка» (2003) Алексея Учителя – Петя.

• «Дети Арбата» (2004) Андрея Эшпая – Саша Панкратов.

• «Космос как предчувствие» (2005) Алексея Учителя – Герман.

• «Многоточие» (2007) Андрея Эшпая – Юрочка.

• «Ветка сирени» (2007) Павла Лунгина – Сергей Рахманинов.

• «9 мая. Личное отношение» (2009), цикл короткометражных фильмов о том, как сейчас воспринимают Великую Отечественную войну. Евгений Цыганов снял в качестве режиссёра новеллу «Случайный вальс».

• «Брестская крепость» (2010) Александра Котта – политрук Почерников.

• «Оттепель» (2013) Валерия Тодоровского – Виктор Хрусталёв.

• «Битва за Севастополь» (2015) Сергея Мокрицкого – капитан Леонид Киценко.
Автор
// Беседовала Ольга Галицкая. Фо­то Вадима Тараканова / ТАСС
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе