Гид по перестроечному кино: 35 лучших (36 фото)

Фильмы, которые на вас повлияли, даже если вы их пока не видели.


1. «Курьер»
Год: 1986
Режиссер: Карен Шахназаров
В ролях: Федор Дунаевский, Инна Чурикова, Олег Басилашвили, Светлана Крючкова, Александр Панкратов-Черный, Владимир Меньшов
Звучит: Эдуард Артемьев

Библия «молодого рассерженного» по-русски. То есть без скандалов, ночной игры на трубе и доведения окружающих до истерики, зато с хоровым пением «Травы у дома» и отчаянием как естественным итогом всего, что происходит вокруг, единственной финальной точкой. Но это все сейчас, а тогда, в контексте прочего, главной была схватка характеров, один-единственный эпизод, сломавший идеологический лед: эпохальный диа- (или моно-) лог персонажа Владимира Меньшова с главным героем. С рефреном о консервированном молоке.



2. «Исключения без правил»
Год: 1986
Режиссер: Владимир Бортко, Александр Рогожкин,
Виктор Бутурлин
В ролях: Виктор Бычков, Семен Фарада, Ольга Самошина, Екатерина Васильева, Александр Галибин
Звучит: Владимир Дашкевич

Отправная точка великой традиции перестроечной сатиры — без страха и упрека, а также без тормозов. Взяв за основу модель журнала «Фитиль» с рассказами про недостатки на местах, главные лица нового ленинградского кино Бортко и Рогожкин взялись за натуральное обвинительное заключение по делу «гомо советикус». Что ни новелла — пункт в заключении. Лентяи, бездари, жулики, попросту безмозглые идиоты — никому не будет пощады. Пути назад теперь нет: Бортко с Рогожкиным, как какие-нибудь товарищи Гдлян и Иванов, взялись развенчивать мифы, и очень скоро от них, а также и от всего советского кино, ничего не осталось.



3. «Асса»
Год: 1987
Режиссер: Сергей Соловьев
В ролях: Сергей «Африка» Бугаев, Татьяна Друбич, Станислав Говорухин, Александр Баширов, Виктор Цой
Звучит: Борис Гребенщиков и группа «Аквариум», группа «Кино», группа «Браво»

Участники событий, так сказать, до сих пор недолюбливают Сергея Соловьева — и есть за что. По сути, что это, как не рубрика «Их нравы». Соловьев сам говорил, что ориентировался в сценарии на худшие образцы, эдакое индийское кино со злодеем, молодым красавцем — то примерно и вышло, только вместо «джимми-джимми-ача-ача» тут «Старик Козлодоев». И экзотика жирным слоем: фотка в ухе, Ник Кейв, «певец мой любимейший» (чем виноват бедняга, что его то ангелы слушают, то юный гопник, примазавшийся к хорошей тусовке), «коммьюникейшн тьюб». Лохи в восторге, скрытое королевство вытащили из подполья и продемонстрировали широкой публике. Так что «Асса» — это исторический рубеж, безусловно. На этом этапе истории Юрия Антонова сменила Жанна Агузарова — событие космического масштаба.



4. «Покаяние»
Год: (1984)1987
Режиссер: Тенгиз Абуладзе
В ролях: Автандил Махарадзе, Ия Нинидзе, Кетеван Абуладзе
Звучит: Нана Джанелидзе

Истинный фильм-манифест перестроечного кино был снят за год до прихода к власти Горбачева, когда ни о какой остроте еще речи быть не могло. Но когда в 1987 году фильм добрался до экранов, он оказался уже готовым примером новояза. Притча о дороге, которая ведет к храму, и о трупе, который надо раз за разом откапывать, задала тон и перестроечному, и русскому кино, сформировала дискурс так, что до сих пор как-то не расформировать все. Барочное зрелище, по действенности сравнимое с установкой «Град»: танцы, визуализации сновидений, пиросманиевские цвета, диктатор, поющий оперные арии. Все вместе — дурное сновидение как код, сим-сим к «русской жизни». Единственное — у эпигонов абуладзевского отстранения уже не было. Но это (снова/уже) никого не волновало.



5. «Забавы молодых»
Год: 1987
Режиссер: Евгений Герасимов
В ролях: Станислав Любшин, Марина Зудина, Нина Русланова, Валентина Теличкина
Звучит: Геннадий Гладков
Исполнитель роли Вертера в «Гостье из будущего» Евгений Герасимов капитально отличился в режиссуре. Но больше всего в раннеперестроечном памфлете размышлений на тему «любовь нечаянно нагрянет». Это не столько начало новой традиции, сколько жирная точка в старой — здесь кончается советский идеализм. Возможно, и задуманный как раскрытие острой темы юношеской любви, в итоге он стал последним экземпляром «доброго кино» в его советской форме.



6. «Раз на раз не приходится»
Год: 1987
Режиссер: Ара Габриелян
В ролях: Армен Джигарханян, Леонид Куравлев, Любовь Полищук, Борислав Брондуков
Звучит: Евгений Крылатов

Советская комедийная традиция дала сбой. Когда встретились журнал «Фитиль» и гайдаевско-рязановско-данелиевская поляна полнометражных комедий, раздался страшный треск, и из него вылезли помоечные остросоциальные ленты, срывающие покровы и претендующие на лавры Ильфа и Петрова (ну и еще Гайдая, Рязанова и Данелии вместе взятых). Суть здесь — именно в обличении. Вот чем они, сволочи-строители, заняты — поиском сокровищ. Вот они какие — не знают, что с ними делать. Появись антикапиталистическая комедия Араика Габриэляна лет на двадцать раньше, прошла бы на ура как обличение шабашников. А накануне больших перемен осталась дурновкусным штрейкбрехерством.



7. «Будни и праздники Серафимы Глюкиной»
Год: 1988
Режиссер: Ростислав Горяев
В ролях: Алиса Фрейндлих, Николай Еременко мл.,
Вацлав Дворжецкий
Звучит: Андрей Петров

Поставленный театральным режиссером Ростиславом Горяевым фильм — вольно или невольно — оказался финальным аккордом советского кино в его спокойном, инкубационном виде. Пусть у героини тут фамилия как у карикатуры — ее играет Алиса Фрейндлих. Прекраснодушие здесь дает последний бой: советская зрелая любовь, советская социальная ответственность, советские паузы. Все спокойно и монументально. Как надгробие, каковым лента Горяева и является.



8. «Дорогая Елена Сергеевна»
Год: 1988
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Марина Неелова, Наталья Щукина, Федор Дунаевский, Эльдар Рязанов
Звучит: Геннадий Александров

Веяние времени дало о себе знать, и даже добрейший лирик Эльдар Рязанов, певший осанну веселью, улыбке знакомого и салату Оливье под бардовскую песню, перековался в яростного «КуКрыНикСа». «Дорогая Елена Сергеевна» — такой кремлевский концерт уродов, в роли генсека — единственное нормальное лицо в галерее козлов и баранов, Марина Неелова. Все остальные же пляшут, поют, вымогают, канючат и хамят, лишь бы выцыганить свое. Кругом сплошные сволочи — главный урок, который обыватель вынес из перестройки, и нигде он не артикулирован так внятно, как в худшей работе в фильмографии Эльдара Рязанова.



9. «Господин оформитель»
Год: 1988
Режиссер: Олег Тепцов
В ролях: Виктор Авилов, Анна Демьяненко, Михаил Казаков
Звучит: Сергей Курехин

Прицепившись к музыке как искусству времени, кино с этого конька-горбунка слезать уже не собиралось. В этом смысле «Господин Оформитель» — преемник «Ассы», та была презентацией сборника «Бест оф совьет рок», тут представляют дебютный для широкой публики альбом Сергея Курехина. Городской анекдот про Галатею двадцатого века на фоне трелей, фанфар и механических сюит казался антрактом. Ну а Олег Тепцов подарил зрителям кинокомпозитора Курехина, а Курехину — длиннющий клип в цветах болотной лилии. Хотя и тут есть уместность — стиль умирающей империи, нажравшейся уксуса, для восемьдесят восьмого года куда актуальнее, чем кажется.



10. «Игла»
Год: 1988
Режиссер: Рашид Нугманов
В ролях: Виктор Цой, Петр Мамонов, Марина Смирнова, Александр Баширов
Звучит: группа «Кино»

Казахский боевик с Цоем в главной роли — такая аннотация наиболее верна. Что рок-музыканты — актеры будь здоров какие, стало ясно быстро (потом Сергей Сельянов перекрестит в лицедейскую веру Юрия Шевчука, Валерий Огородников снимет Кинчева во «Взломщике»), здесь же об этом заявляется открыто и внятно. Питерский рокер Цой бегает в трусах, показывает фак проводнице (что до сих пор производит эффект похлеще плясок спиной к священному гвоздю) и цитирует «Хорошего, плохого, злого». Московский рокер Мамонов плавает в бассейне и являет собой номенклатуру в чистом виде. Все, что между — Баширов и странные казахские виды. Формула русского боевика — попробуй, измени: номенклатура-степь-бунт.



11. «Маленькая Вера»
Год: 1988
Режиссер: Василий Пичул
В ролях: Наталья Негода, Андрей Соколов, Людмила Зайцева, Андрей Фомин, Александр Негреба
Звучит: Владимир Матецкий

«Первый советский фильм с постельными сценами» — как-то маловато для такого значительного явления, как фильм Василия Пичула. Определенно, что-то есть в том, что автор разрывающей шаблоны ленты продолжил карьеру уже не в кино, а на «старом» НТВ — его руками сделаны все самые главные тамошние шоу. Сюжет получается завершенным — от советского кино «про это» до передачи Елены Ханги «Про Это». Только этого, опять же, мало: рифма секса и свободы очевидна, и здесь раскрыта исчерпывающе. Это не про то, как ужасно заниматься сексом на скрипучей кровати, а потом закусывать добытой с боем в соседнем гастрономе жратвой. Это про диктатуру и судьбу раскрепощения в патриархальном обществе. И как высказывание на тему «луч света в темном царстве» «Вера» не устарела по сей день, реакция обывателя — все та же.



12. «Операция "Кооперация"»
Год: 1989
Режиссер: Леонид Гайдай
В ролях: Наталья Негода, Андрей Фомин, Андрей Соколов,
Юрий НазаровДмитрий Харатьян, Спартак Мишулин, Михаил Кокшенов, Ирина Феофанова, Леонид Куравлев
Звучит: Александр Зацепин

Леонид Иович Гайдай создавал фильмы, которые заменяли собой аналитические журналы — по его картинам можно изучать историю СССР последних трех десятилетий. Этот режиссер и был Советским Союзом, кривым зеркалом реальности, он и умер вместе с нею. Прощальное кривое зеркало — именно «Операция...». Гайдай здесь выводит характеры с поистине хогартовским талантом — это изображение ядовитое и злое (это тем привет, кто ностальгирует по «добрым советским комедиям»), после застоя семидесятых, когда просто нечего и некого было дразнить (пришлось спрятаться в эскапизм плохих экранизаций Ильфа с Петровым, Гоголя и Зощенко), режиссер пробудился и на прощание сделал фотоснимок своего паноптикума. На ней, в обнимку — продажные менты, шлюхи, маньяки, ушлые фарцовщики тухлятиной, жирные бабы, трусливые м***ки. И фоном — не веселенький твист, а злобное «И даже Энгельс и Маркс глядят с восторгом на нас».



13. «Авария — дочь мента»
Год: 1989
Режиссер: Михаил Туманишвили
В ролях: Оксана Арбузова, Владимир Ильин,
Анастасия Вознесенская, Николай Пастухов
Звучит: Виктор Бабушкин

Михаил Туманишвили попробовал убить не двух, а как минимум трех зайцев одним ударом. Показать жизнь зоологических неформалов — с ирокезами, жовками и размалеванными рожами. Живописнуть конфликт поколений в лице приговского «милицанера» и его дочурки. Наконец, всех примирить и согласить перед лицом опасности: «на улицу страшно выходить». Вроде, ему все удалось. На каждую задачу по жирному, в духе времени, мазку. Вместе — чистый фовизм, искусство веселых городских дикарей.



14. «Пиры Валтасара или ночь со Сталиным»
Год: 1989
Режиссер: Юрий Кара
В ролях: Александр Феклистов, Алексей Петренко,
Евгений Евстигнеев, Валентин Гафт
Звучит: Элисон Денисов

Самый психопатический отечественный режиссер, с выхолощенностью Гринуэя и эстетикой Дейнеки, Юрий Кара только раз раскрыл свой талант во всю свою мощь. «Мастер и Маргарита» 1994 года был уже рудиментом с помойки истории, «Завтра была война» еще слишком осторожна (хотя тут впервые Наталья Негода показала себя во всей красе). Антисталинский манифест по мотивам Фазиля Искандера же — полотно батальное, написанное мощно и страшно. Сталин и члены ЦК здесь — бандиты-психопаты, зависающие на кавказкой малине. Не зря их играют заправские комики: Евстигнеев дает Калинина-маразматика с расстегнутой ширинкой, Никоненко-Ворошилов — придурка-солдафона, Гафт-Берия — извращенца. Все вместе — скорее фильм «Гараж», чем «рефлексия на тему недавней истории». И дальше уже в сталиниане не продвинуться. Кара создал настолько бронзовый, монолитный образ времени, что рефлексировать на тему сталинизма после «Пиров» уже просто некуда. Чего над этими уродами скрипеть мозгами? И если кто-то ищет ответ на вопрос «почему мы так быстро забыли ужасы ГУЛАГа» — посмотрите «Пиры», этот ответ всех устроит.



15. «Интердевочка»
Год: 1989
Режиссер: Петр Тодоровский
В ролях: Елена Яковлева, Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте
Звучит: Петр Тодоровский

Перестроечное кино — это золотой век карикатурного жанра, эра обличения. Вот и добрейший лирик Петр Тодоровский свой талант отправил на срочную службу злой сатире. Эффект — как если бы Левицкий или Боровиковский взялись за сюжеты Федотова вроде «Свежего кавалера». Вместо свиных рыл и пьяных рож — точеные личики Дапкунайте, Яковлевой, Розановой, одно другого румяней и белее. И сатира вдруг мутирует в позитивистский манифест: все будет хорошо, на свете живут добрые и хорошие люди. Проститутки — не расфуфыренная поросятина, а девушки с мечтой, дальнобойщики каким-то чудом мотаются в Стокгольм. Ну а с милым рай и в шалаше (советская поговорка добавляла: «если милый — атташе»).



16. «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви»
Год: 1989
Режиссер: Сергей Соловьев
В ролях: Татьяна Друбич, Александр Абдулов, Александр Збруев, Александр Баширов, Людмила Савельева
Звучит: Борис Гребенщиков и группа «Аквариум»

Может, и не лучшая часть соловьевской трилогии, выражаясь языком Чернышевского, «о новых людях», но по числу и качеству поговорок — рекордсмен. Здесь «новые» — это хорошо забытые «бывшие», все друг у друга на ушах сидят. Дискотека 1980-х поет, пляшет и то ли топит, то ли спасает «корабль уродов» образца 1980-х. Связи с реальностью у всего этого такие же, как у Толика Гнилюги, дяди Джо с трубкой и князя Лобанова-Ртищева. Примерно на одной палубе расположились с пожитками — и только.



17. «Город Зеро»
Год: 1989
Режиссер: Карен Шахназаров
В ролях: Леонид Филатов, Олег Басилашвили,
Владимир Меньшов, Армен Джигарханян, Евгений Евстигнеев
Звучит: Эдуард Артемьев

Еще один фильм, от которого ведет свою историю новое русское кино. В понимании места никто дальше Шахназарова не сдвинулся — русский город как центростремительное адище, засасывающий и не выпускающий, опутывающий тухлыми, вонючими и склизкими щупальцами. Дальше, правда, упражнялись именно в живописности пиранезианских тюрем и психушек, упивались эстетикой разложения красоток на фоне мертвой земли. Шахназаров же поставил точку там, где следовало — выбрал интонацию абсурдиста. Именно поэтому «Город» — вещь завершенная, точка, в которую всегда возвращаются, снимая про русскую глубинку. А все эпигонские творения — проходное, еще одно кольцо и только.



18. «Оно»
Год: 1989
Режиссер: Сергей Овчаров
В ролях: Ролан Быков, Наталья Гундарева, Светлана Крючкова, Леонид Куравлев, Олег Табаков, Виктор Бычков
Звучит: Сергей Курехин

Сергей Овчаров — забытый гений карикатурного жанра, изменивший язык советско-русского кино, но отошедший от дел к преподаванию. После перестройки он снял только две вещи, и обе ниже плинтуса: «Сказ про Федота-Стрельца» да вовсе стыдный «Сад» по Чехову. «Оно» же, наряду с «Покаянием», — шедевр политического эпоса и, наряду с «Операцией», — великое творение карикатурного жанра. Салтыков-Щедрин тут — не (со)автор, а только камертон. «История одного города» — примерные очертания истории России двадцатого века. А сама она как череда жутких физиономий, кончающаяся пустотой.



19. «Такси-блюз»
Год: 1990
Режиссер: Павел Лунгин
В ролях: Петр Мамонов, Петр Зайченко, Дмитрий Пригов, Владимир Кашпур
Звучит: Владимир Чекасин

Дебют Павла Лунгина стал определенным рубежом в развитии перестроечного сюжета «номенклатура-контркультура». Теперь это уже вовсе безнадежная битва совка и нового человека. Совок обречен, новый человек только входит в свой мир. Но все решает не расстановка сил, а характеры. В них тут великое попадание — лучшего дуэта русское кино не знало ни до, ни после. Петр Зайченко в роли монументального таксиста — прощальный привет эстетике «Строгого юноши», потасканный идеалист с гантелями и контрастным душем. Петр Мамонов выводит контркультурщика из типа зоологического, каким он был у Африки и Цоя (вона какие они — с серьгами, факи показывают), и встраивает его в череду колобков-иванов-дураков, персонажей вечных. Это уже столкновение не социальных масок и типажей, это война архетипов. В которой нет победителей. А рамка ее — от Нового Арбата с буковками «СССР» из горящих окон до высотки, на фоне которой полыхает смятая машина.



20. «Имитатор»
Год: 1990
Режиссер: Олег Фиалко
В ролях: Игорь Скляр, Наталья Лапина, Людмила Гурченко, Алексей Жарков
Звучит: Вячеслав Назаров

Снова тень Юрия Мамина маячит перед нами — сценарий написан именно им. Снова здесь перестройка как век триумфа интеллигенции перед тупым быдлом. По форме украинскую комедию можно обвинять в чем угодно. По сути же она — самое честное высказывание на тему. Может, даже честнее «Бакенбардов» — интель тут вырастает в самого настоящего гопаря и жулика. Ну и, конечно, дурдом как метафора русской жизни 90-х — это точное попадание, пусть и в игре наверняка.



21. «Бакенбарды»
Год: 1990
Режиссер: Юрий Мамин
В ролях: Виктор Сухоруков, Артур Ваха, Александр Лыков,
Юрий Мамин, Александр Медведев
Звучит: Алексей Заливалов

Юрий Мамин своими лучшими фильмами отпел советскую интеллигенцию, ленинградских чудиков, мастеров ненужных наук. Для вида, чтобы совсем не хоронить, отправил позднее в Париж, но все же понимают, какой у них Париж, у учителей, битых учениками, книжных червей из Публички, филармонических бабушек. Их Париж — Южное кладбище, участок такой-то. «Бакенбарды» же — акме в этой интелевской эпопее, недосягаемая вершина. Куда более честный прогноз о «будущем русской культуры», чем могло бы показаться. Не зря все в последние годы рассматривают «Бакенбарды» не как пародию, а как сбывшуюся антиутопию. Армия Пушкиных, выступающих против люберов — может, это и фантазии еврейского мальчика со скрипочкой (как он этой скрипочкой всю гопоту отдудохает и заставит учить Мандельштама наизусть), но насколько же они близки к реальности.



22. «Ребро Адама»
Год: 1990
Режиссер: Вячеслав Криштофович
В ролях: Инна Чурикова, Светлана Рябова, Мария Голубкина, Елена Богданова, Игорь Кваша
Звучит: Вадим Храпачев

Как писал Саша Черный, «пришла проблема пола, румяная фефела, и ржет навеселе». Тема советского секса по-настоящему раскрылась не в метафорической «Маленькой Вере», а в сочинении на тему бабьей доли авторства режиссера Криштофовича. Три поколения теток обитают в Ноевом ковчеге советского жилища, вычеркнув и продолжая вычеркивать из своей жизни мужиков, один другого мягкотелее и жальче. Ничего более беспросветного, чем «Ребро Адама», злобное и обвинительное перестроечное кино так и не создало. Вечный мрак советского жилища, бабушка, звонящая в колокол. Затхлый и пыльный женский мир, как у Лорки в его диктаторском «Доме Бернарды Альбы». И просвета — нету. Так будет всегда.



23. «Лох — победитель воды»
Год: 1991
Режиссер: Аркадий Тигай
В ролях: Сергей Курехин, Олег Косавненко, Анатолий Васильев
Звучит: Сергей Курехин
Развите позднесоветской темы триумфа интеллигента, и снова на петербургской почве. Курехин тут уже живет не за кадром, а в кадре — он лицо этого самого технического интеля. В отличие от пророческо-отпевной маминской версии, в «Лохе» интеля ждет победа. Кстати, позже режиссер «Лоха» Аркадий Тигай будет работать с Маминым как сценарист. Но здесь это все решено как боевик и куда более уязвимо. То, чего Мамин в «Бакенбардах» избежал с помощью обобщения, здесь представлено в полный рост. Эротическая фантазия гика — ничего более. Фон из Апрашки, братвы и железных дверей — документ времени, безусловно. Но он теряется на фоне общих сладких грез о мести страшным гопникам.



24. «Мигранты»
Год: 1991
Режиссер: Валерий Приемыхов
В ролях: Нина Русланова, Оксана Арбузова, Денис Карасев, Екатерина Васильева, Алексей Жарков
Звучит: Борис Рычков

Вторая режиссерская работа самого значительного позднесоветского актера Валерия Приемыхова идет в том же документальном русле, что и «Так жить нельзя» Говорухина. Обличение и яростная атака на прошлое, настоящее и будущее. Но если Говорухин сводил все к глубокомысленным монологам с трубкой у камина, то Приемыхов честнее. Он, хотя и не творит документалистику, предельно искренен. Обличая и проклиная, он не забывает и пожалеть — это фильм и вычеркивает из контекста с одной стороны, и дарит ему вечность — с другой.



25. «Чекист»
Год: 1991
Режиссер: Александр Рогожкин
В ролях: Игорь Сергеев, Алексей Полуян, Александр Медведев, Нина Усатова
Звучит: Дмитрий Павлов

Важнейший представитель перестроечного вида «все эти проклятые семьдесят лет» стал еще и самым точным высказыванием о сталинских репрессиях в кино. Сейчас кажется, это экранизация «Благоволительниц» Литтелла, опередившая литературный первоисточник. В отличие от Кары, Александр Рогожкин здесь не создает эталон, монолитный монумент — это «кино социального беспокойства по-русски». Извращение тут — исток репрессивной машины. Эротизм — ее важнейший винтик. Механика, почти порнографическая, — ключевое свойство. В общем, «Чекист» — кинематографический эквивалент «В круге первом» и «Колымских рассказов», самое важное о темном прошлом, спрессованное в густое и страшное кино.



26. «Кикс»
Год: 1991
Режиссер: Сергей Ливнев
В ролях: Евдокия Германова, Любовь Германова,
Александр Панкратов-Черный, Алика Смехова
Звучит: Инна Желанная

Фильм не столько позднесоветский, сколько уже раннерусский — Сергей Ливнев снял историю про пластмассовый мир, в котором все заменяемо. Главные герои — сидящая на опиатах певица и ее продюсер, представитель новейшей профессии. Из перестройки тут только обличительный пафос. Исполнение же — уже на новый лад, за обличением маячит серьезная драма, какие вошли в отечественный обиход только к концу девяностых.



27. «Отель "Эдем"»
Год: 1991
Режиссер: Владимир Любомудров
В ролях: Екатерина Урманчеева, Маргарита Шубина,
Татьяна Догилева, Александр Панкратов-Черный
Звучит: Александр Харютченко

Почти «Иствикские ведьмы» и точка отсчета раннерусского кино — христианский хоррор под видом похабной комедии. «Россия, одумайся — ты одурела». Вот и одуревшие обыватели тонут в грехах, а ангелы и черти борются за их душу. То, что дальше стало с сюжетом про моральное разложение на шальные бабки, всем известно. Начиналось все, как всегда, с благих намерений. Надо уточнять, чем кончилось?



28. «Нога»
Год: 1991
Режиссер: Никита Тягунов
В ролях: Иван Охлобыстин, Петр Мамонов, Иван Захава,
Наталья Петрова
Звучит: Олег Каравайчук

Манифест «потерянного поколения» — явление новых героев и нового языка на киноэкран. Увы — судьба их всех трагична. Сценарист Надежда Кожушанная умерла спустя шесть лет, оставив еще один шедевр уже раннерусского кино, «Прорву». Никита Тягунов так больше ничего и не снял. Что стало с отцом Иоанном Охлобыстиным, все знают. Поколение поколением, но высказывание само по себе — едва ли не самое значительное за все десятилетие. Тут берет не энергия юности, а выверенность и точность. Сюжет Фолкнера о солдате, нога которого стала жить самостоятельной жизнью, вырос здесь в абсолютное высказывание и о недавней войне в Афганистане, и о тех фантомных болях, которые стране только предстояло пережить.



29. «Действуй, Маня!»
Год: 1991
Режиссер: Роман Ершов
В ролях: Юлия Меньшова, Сергей Бехтерев,
Станислав Садальский, Евгений Моргунов, Евгений Весник
Звучит: Андрей Андерсен

Финальный, трагический извод советской комедиографии. Все отличительные черты налицо: гимн интеллигенции, сатира на уродливый мир вокруг, социально-обличительный пафос. Но все это, в свою очередь, уже сломано, словно гайдаевская комедия, сама по себе дразнилка, еще раз отобразилась в кривом зеркале. Что до экшена — даже «Лох» в этом деле оказался сильнее. Сергей Бехтерев морщит лоб (кто видел его Верховенского в додинских «Бесах», ни за что не поверит в благие намерения кадавра), Юлия Меньшова олицетворяет эротический сон совка, ведущую прогноза погоды, спустившуюся с небес. Отчего-то в голове «Маня» смешивается с другим фильмом, появившимся одновременно: после передачи «600 секунд» рекламировали фильм «Обнаженная в шляпе». Так они и шли рука об руку, мечта интеллигента и мечта совка — эротические Големы эпохи разложения империи..



30. «Небеса обетованные»
Год: 1991
Режиссер: Эльдар Рязанов
В ролях: Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Леонид Броневой, Роман Карцев, Нина Русланова, Олег Басилашвили,
Наталья Гундарева
Звучит: Андрей Петров

Один из троицы советских комедиографов, Эльдар Рязанов, распрощался с СССР в своем духе. Отправив Ноев ковчег с героями национального кино в далекое странствие, под «Наш паровоз вперед летит». Каждой твари по паре: кандидаты ненужных наук, старухи в линялых мехах, господин офицер, еврей, русский националист. Собственно, чего по ним горевать? А финальный полет смотрится не как вагнеровский свист Валькирий, нет. Скорее, как «До свиданья, наш ласковый Мишка». Печальное прощание с невинностью и простенькими характерами. В новом мире, который старому наступал на пятки, место этой компании уже не было.



31. «Плюмбум, или Опасная игра»
Год: 1987
Режиссер: Вадим Абдрашитов
В ролях: Антон Андросов, Елена Дмитриева, Елена Яковлева, Александр Феклистов, Владимир Стеклов
Звучит: Владимир Дашкевич

Один из самых сложных образцов в перестроечном кино. Трудно с ходу разобраться, что перед тобой: тонкая артхаусная драма или соцреалистический воспитательный фильм, постепенно начинающий сползать в шизофрению? Гностики, смешивающие добро и зло в своем учении, предполагали частицы света во тьме, и тьму в свете. Так и главный герой, казалось бы, несущий добро и справедливость, больше похож на Омена. О том, что Руслан — сын дьявола, говорят две вещи: исполнение с родителями песни Булата Окуджавы на фоне фотообоев и сцена, где Руслан повторяет глаголы второго спряжения, раскачиваясь на качелях. Помните масодовские «дерево, пшеница, ветер»? Простая грамматика русского языка страшнее любой песни на латыни!



32. «Меня зовут Арлекино»
Год: 1988
Режиссер: Валерий Рыбарев
В ролях: Олег Фомин, Светлана Копылова, Владимир Пожидаев, Павел Рабарев
Звучит: Марат Камилов

Фильм рассказывает о молодежной группировке, которая борется с неформалами и мажорами. Группа подростков под руководством Арлекино считает своими врагами любые проявления запада. Являясь иммунной системой перестроечного мышления, они избивают скейтбордистов, металлистов, нацистов и хиппи. В целом фильм — достаточно запоздалая реакция на «казанский феномен», то есть формирование организованной преступности в Советском Союзе. Это ранняя провидческая картина, где крепкие простые парни еще занимаются ерундой вроде стрижки хиппи, но уже скоро придут к криминалу 90-х. Но визуально эта картина — торжество телок в лосинах, начесов, классных металлистов в заклепках и даже одного несчастного фашиста со свастикой в ухе. Фильм также известен скандальной сценой изнасилования, вроде как первой в советском кино.



33. «До первой крови»
Год: 1989
Режиссер: Владимир Фокин
В ролях: Андрей Некрасов, Павел Кулаков, Виктор Матин
Звучит: Геннадий Гладков

Картина у одних может вызвать ностальгию, а у других священный ужас. Дети играют в войну в пионерлагере. Мы сталкиваемся с возрождением уже начинающей отходить советской кинематографической традицией пионера-жертвы. Играющие дети в какой-то момент теряют понимание, где игра, а где война, что враг — это просто парень из соседнего отряда, а не настоящий противник. Все балансирует на грани жизни и смерти. Этот проникновенный фильм, пожалуй, в гораздо большей степени раскрывает детскую агрессию, чем «Повелитель мух» Голдинга. Ах да, всеми любимая «Королевская битва» Киндзи Фукасаку — это вольный ремейк фильма Владимира Фокина!



34. «За прекрасных дам!»
Год: 1989
Режиссер: Анатолий Эйрамджан
В ролях: Александр Панкратов-Черный, Александр Абдулов, Ирина Розанова, Ирина Шмелева
Звучит: Мурат Маковский

К сожалению, фильмы Анатолия Эйрамджана не так высоко ценятся. Хотя он, безусловно, — один из самых талантливых режиссеров российского эксплуатационного кино. «За прекрасных дам!» — это фильм-утопия о надеждах и упованиях, которые люди хотели видеть реализованными в наступающем новом времени, дверь, за которой фирмачки превращаются в секс-моделей, непутевые бандиты — в сексуальных инженеров, а заскорузлый социализм превращается в приятное общество потребления. Все фильмы Эйрамджана буквально выстреливают в нас пакетами Lego, дорогим виски и танцующими женщинами из видака. 90-е — это общество утопии, будущего мира знаков. В плане знаков Эйрамджан был абсолютно прав, хотя 90-е на самом деле вылились реализацией кошмаров, показанных в «Прикосновении») Альберта Мкртчяна.



35. «Мордашка»
Год: 1990
Режиссер: Андрей Разумовский
В ролях: Дмитрий Харатьян, Татьяна Муха, Марина Зудина,
Лия Ахиджакова, Галина Польских, Леонид Куравлев
Звучит: Исаак Шварц

Возникает недоумение, когда этот фильм кто-то называет комедией. Собственно говоря, перед нами своеобразный сиквел фильма Карена Шахназарова «Курьер». И если «Курьер» — это любимое кино для студенток гуманитарных факультетов, то «Мордашка» у всех вызывает стойкое отторжение. Попадая в схожие ситуации, «повзрослевший» главный герой олицетворяет сексуальную потенцию и социальную мобильность. Он противопоставляется интеллигентному импотенту, который сам как старый советский мир, он пенетрирует дочку генерала и завоевывает огромную квартиру в центре Москвы. Этот фильм гораздо драматичнее развивает конфликт, который только зарождается в «Курьере», и достоверно показывает, что сила и потенция парней с окраин вытеснят из генеральских квартир советскую вырождающуюся аристократию.

Автор
Vault Boy
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе